Найти в Дзене
История войн и оружия

Северный фас Курского выступа в начале воздушного сражения

Ю-88
Ю-88

Буквально за считанные часы до немецкого наступления советские разведчики смогли захватить "языка", по его словам атака состоится в 3 часа утра 5 июля.

Доложили об этом генералу армии Рокоссовскому, после короткой беседы с маршалом Жуковым решили в темноте в воздух самолеты не поднимать и ограничиться артиллерийской подготовкой.

В 2.20 мин. артиллерия Центрального фронта открыла по немецким войскам огонь, но планы противника сорвать не удалось. В большинстве случаев огонь велся по площадям. 70-я армия позже всех включилась в проведение артподготовки.

Удалось нарушить проволочную связь, повредить наблюдательные пункты и вывести из строя орудия и минометы. В 4.40 немецкие войска открыли ответный артиллерийский огонь по войскам Центрального фронта, в небе появились первые группы немецких самолетов.

По немецким планам 6-й воздушный флот также должен был ударить по советским аэродромам. Но выяснилось, что самолеты 16-й воздушной армии замаскированы и рассредоточены, многие стоят в капонирах, имеются средства ПВО и немцы от идеи удара по аэродромам отказались.

Штаб Центрального фронта оценивал работу тыловых служб строже врага. Рокоссовский, опираясь на данные радиоперехватов немецких самолетов-разведчиков, пришел к выводу, что важнейшие советские объекты легко распознаются с воздуха и в директиве от 3 июля потребовал улучшить маскировку.

Немецкие бомбардировщики начали действовать в 4.30 и должны были содействовать взлому советской обороны. Примерно 20 Ю-88 и 60 Хе-111 сбросили бомбы на позиции 148-й стрелковой дивизии 15-го стрелкового корпуса.

Хе-111
Хе-111

Через несколько минут Ю-87 с пикирования сбросили осколочно-фугасные бомбы на позиции советской артиллерии.

Прикрывались бомбардировщики незначительными группами истребителей, видимо, расчет делался на внезапность удара.

Советские летчики из 1-йгвардейской истребительной авиадивизии сбили один из пикировщиков.

Ю-87
Ю-87

Бойцы 70-й армии взяли в плен экипаж из сбитого Ю-87. Летчик Хайль и его стрелок-радист рассказали, что встретили сильное противодействие зенитной артиллерии и советской авиации. Не успели они сбросить бомбы, как самолет был подожжен истребителем.

В первый день Курской битвы группа Ланга потеряла 3 Ю-87 и еще 2 - 3 машины были повреждены. Главным врагом пикировщиков стали зенитки.

Немецкая ударная авиация 5 июля бомбила артиллерию, узлы сопротивления и танки в районе наступления.

Особенно мощную поддержку получила сводная группа майора Каля, которая состояла из отдельного танкового батальона "Тигров" и трех дивизионов штурмовых орудий РГК, которая наступала на станцию Поныри, вдоль железной дороги.

Группы по 20 - 60 немецких самолетов сменяли друг друга через 10 - 15 минут, к 11 ч 5 июля посты ВНОС зафиксировали до 1 000 самолето-пролетов, из которых около 800 бомбардировщики и пикировщики.

Люфтваффе работали по сути как дальнобойная артиллерия, в 9-й армии было 3 500 орудий и минометов, а у Центрального фронта около 5 000.

Только на участке 13-й армии немцы добились перевеса в численности артиллерии (2 050 стволов против 1 860).

Советская артиллерия также активно вела огонь.

Немецкие зенитчики осуществляли прикрытие атакующих танковых и пехотных дивизий, а также важных тыловых коммуникаций 9-й армии. В начале немецкого наступления советска авиация летала мало, что не добавило работы немецким зенитчикам.

16-й воздушной армия находилась в состоянии повышенной боеготовности. Командующий армией генерал-лейтенант Руденко на 5 июля издал приказ из которого следовало, что треть истребителей должна была ждать удара немецкой авиации, остальные должны находится в 30 м готовности к действиям по срыву наступления вермахта (приказ № 0048). Треть штурмовиков и бомбардировщиков должны были быть готовы с 6 ч, а остальные в 30 м готовности к выполнению приказа № 0048.

Более конкретные боевые задачи формулировались в документах авиационных соединений. Так, согласно приказу № 0027 штаба 3-го бомбардировочного авиакорпуса при переходе врага в наступление нужно нанести массированный бомбовый удар по живой силе и технике противника на главном направлении его удара.

Прикрывать бомбардировщики должен был 192-й истребительный авиаполк 6-го истребительного авиакорпуса. Остальные пять полков корпуса должны были замыслу командующего завоевать господство в воздухе в случае перехода врага в наступление. Четыре полка вместе с пилотами 1-й гвардейской иад готовились срывать работу вражеской авиации, а 157-й иап собирались использовать для наращивания наших сил.

157-й полк майора В. Ф. Волкова пополнился лучшими асами 3-й воздушной армии, два пилота уже были награждены "Золотой Звездой", а еще четыре получили награду позже.

Утром 5 июля летчики полка провели тяжелый воздушный бой с большой группой немецких самолетов.

Як-1
Як-1

18 Як-1 и Як-7Б начав патрулирование разделились на две группы. Ударная группа из 8 самолетов, которая должна была атаковать бомбардировщики возглавлялась Героем Советского Союза Залевского, а десятку вел командир полка. На подходе к линии фронта, наши пилоты заметили ниже себя большую группу Ю-88 и "Фокке Вульф" 190. Немецкие истребители патрулировали на разных высотах парами и четверками.

Капитан Залевский стал заходить на "юнкерсы" с тыла, а пилоты Волкова вступили в бой истребителями прикрытия. "Фокке Вульфы" пытались связать боем все "Яки". Но все же 4 Як-7Б прорвались к бомбардировщикам, открыли огонь с ближней дистанции и сбили три Ю-88.

Наши пилоты не заметили врага, который атаковал с задней полусферы, капитан Залевский и старший лейтенант Ануфриев были сбиты и с тяжелыми ранениями выбросились с парашютами над позициями 2-й танковой армии. Залевский умер от ран и посмертно был награжден орденом Красного Знамени. В том бою были потеряны еще два Як-7Б, которые потерпели аварии при вынужденных посадках, пилоты 157-го иап заявили 9 побед. Командование засчитало 2 Ю-88 и 2 "Фокке Вульфов" 190.

Як-7Б
Як-7Б

Немцы признали потерянным в бою Ю-88А из 8/KG1. Он взорвался в воздухе. Еще три Ю-88 из III/KG1 аварийно сели на своих аэродромах с повреждениями различной степени тяжести. Незначительные потери понесла эскадра KG51, хотя советским пилотам засчитали значительное число бомбардировщиков. 13 занесли на счет 6-го истребительного авиакорпуса и 6 - 1-й гвардейской истребительной авиадивизии.

Несмотря на то, что советская авиация была в полной боевой готовности адекватных мер по противодействию натиску люфтваффе принято не было. Инициатива перешла к противнику.

Советские истребители не только не могли приблизиться для открытия огня по немецким ударным самолетам, но сами попадали под удары "Фокке Вульфов" с разных направлений и потерь избежать не удавалось.

6 Як-9 и 2 Як-7Б из 163-го иап, которые возглавлялись штурманом полка майором Морозовым, в девятом часу утра в районе Малоархангельска они подверглись атаке "Фокке Вульфов" 190. Советские пилоты стали энергично маневрировать, стремясь уйти из-под огня. Лейтенант Щетинин и старший сержант Собур оторвались от своих товарищей, но на аэродром не вернулись. За 40 минут боя 5 советских самолетов были сбиты, погибли три пилота. Было заявлены две победы над FW 190, немцы признали потерю одного, его сбил Морозов, пилот выбросился с парашютом над расположением советских войск и попал в плен.

9 Як-9 347-го иап атаковали большие группы Хе-111 и Ю-87. 5 "Яков" были повреждены, удалось сбить один "хейнкель" и повредили двухмоторный "мессершмитт". Второй вылет был также неудачен, погиб командир полка майора Плотников. Группа, которой он командовал, распалась на отдельные пары даже одиночные машины. В итоге из-за нарушенного взаимодействия самолет комполка поразили очереди пары "Фокке Вульфов" 190.

Немецкие бомбардировщики буквально становились в очередь, чтобы атаковать оборону 13-й армии. Советские истребители не успевали приблизиться к ударным самолетам врага, так как "Фокке Вульфы" связывали их боем.

В столь трудной ситуации некоторые пилоты старались не упустить свой шанс. 8 Як-1 под руководством старшего лейтенанта Ратникова из 53-го гвардейского истребительного авиаполка приблизились со стороны солнца к примерно 70 Хе-111 и Ю-88. Летчики начали атаку сверху и подбили четыре Хе-111 из эскадры KG53 (один самолет не дотянул до аэродрома и разбился). Наши потеряли два "яка". Это был один из немногих успешных боев 5 июля истребителей 16-й воздушной армии.

Тяжелые потери понес 6-й истребительный авиакорпус, который пополнялся молодыми пилотами.

Штабы не смогли организовать планомерную боевую работу. Штабные документы остались только на бумаге. К 9.30 ввели план боевого использования объединения. Но к тому времени некоторые авиадивизии были обескровлены, а резервы исчерпаны. "Фокке Вульфы" 190 встречали краснозвездные истребители еще до подхода к линии фронта.

FW 190A
FW 190A

Не удавалось наладить работу радиостанций наведения и истребительной авиации, ответственных офицеров для управления авиацией над полем боя заблаговременно не выделили. Оказалось, что радиостанции были неудачно расположены на местности и управлять с них частями было неудобно.

К 10.30 утра дивизии 47-го немецкого танкового корпуса во взаимодействии со своей авиацией смогли прорвать основную оборонительную полосу. Части 46-го немецкого танкового корпуса прорвали первую линию обороны на стыке 13-й и 70-й армий и начали обход правого крыла армии Галанина.

Советская сторона резервировала 16 истребителей, которые согласно приказу командующего армией Руденко, должны были быть в "готовности № 1", оказалось, что их не хватает для противодействия противнику.

В первой половине дня они взлетали по вызову и не могли внести перелом в обстановку ввиду малочисленности, после полудня дежурные истребители из-за потерь выделять вообще перестали. В итоге экипажи 16-й воздушной армии выполнили к полудню 520 самолето-вылетов, в основном летали истребители. До начала Курской битвы было больше 1 000 исправных самолетов.

Спасибо за прочтение.

Источник: Хазанов, Горбач Авиация над Курской дугой.