Найти тему
Люблю Псков

Как жили люди в средневековье во Пскове. До XV века капуста – не кочан, а куст с торчащими во все стороны листьями

Оглавление

А знаем ли мы свой город?

Иногда случается, гости в беседе с местными оказываются более информированными. А потому что заранее поинтересовались. Перед приездом. Или бывали уже в Пскове.

А нам мало того, чтобы знать, чем интересна каждая из достопримечательностей города. Еще интереснее, мне кажется, КАК он жил.

Псковичи о своей жизни говорили: «Год воюем, год горим, год торгуем». Такова была жизнь псковича, но среди преодоления этих трудностей город постоянно строился. В отличие от Запада, наш город к 15 веку был более развит, более совершенен, и об этом есть свидетельства европейских купцов. Например, в 12 веке, когда Париж тонет в грязи (всадник с конем проваливается перед Нотр-Дамом), в Пскове несколько слоев мостовых. И они будут говорить «немытая Россия»?

Андрей Таскаев

Вот оно как, оказывается!

И пример военной обыденности псковичей по сокращенной Псковской летописи, собранной из отечественных и иностранных летописей митрополитом Евгением (Болховитиновым) за 862–1820 годы и изданной в Киеве в 1831 году:

Неожиданно о дани
Неожиданно о дани

Если посмотреть из нашего времени, Псков в средние века был очень уютным

То есть весь город как дом. Потому что все общее деревянное, животные рядом, люди очень скученно живут. В псковских летописях много имен простых людей. Правда, не всегда от хорошей жизни о них пишут. Может быть, дом сгорел.

Но, представьте себе, ведь летописи вели церковные люди. В основном это были монахи. Или они знакомы были с каким-то Артемием Воротовым или каким-нибудь там Федосом Габоной, мясником? Который, кстати, на Усохе жил. Но они знали их имена. То есть это значило, что было много общего, они были как-то близкими.

"Привет!" Эта плитка найдена в слое XVI века в ходе археологических раскопок 2011 года. Ныне на месте находки дом №29 по улице Некрасова.
"Привет!" Эта плитка найдена в слое XVI века в ходе археологических раскопок 2011 года. Ныне на месте находки дом №29 по улице Некрасова.

Многие историки говорят, что псковские летописи пишут с симпатией о "молодших людях". Простых псковичах. Наверное, между собой у них были очень хорошие отношения, взаимоподдержка. Ведь действительно, когда горел весь Псков, они же как-то отстраивались. Они же не каждый свой угол строили. А все вместе.

С тех пор и слово хорошее пошло – "суседи". Оно упоминается в летописях: "кузьмодемьянские суседи", "петровские суседи". Теплое слово. Не чужие, значит, люди. Не просто живущие рядом, а какие-то родные все-таки друг другу.

Похоже, все очень любили свой город

Такой узкий псковский патриотизм. И ни с чем не сравним. "Мы – Господин Псков". Вот такое ощущение у них было.

А вообще в Пскове тогда жили князья, дружинники, ремесленники и купцы. В нем буквально кипела культурная жизнь, как бы это сейчас удивительным ни казалось: школы, летописи, иконописные и ремесленные мастерские.

 Картина Б. Кустодиева "Земская школа в Московской Руси". Это можно было бы отнести к Пскову после 1510 года. И слюда в окнах.
Картина Б. Кустодиева "Земская школа в Московской Руси". Это можно было бы отнести к Пскову после 1510 года. И слюда в окнах.

Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники, как свободные, так и зависимые.

Существовали самые разные виды ремесел: кузнечное, оружейное, ювелирное, гончарное, кожевенное, портняжное. И "коллеги" даже селились на одной улице. Например, Кузнецкая улица у нас не просто так названа. Тогда эта территория за городской стеной была. Поэтому кузнецами и заселялась. Подальше от других. А сами, бывало, и не уберегались: летопись пишет под 1466 годом: «Погорело Полонище, а загорелось от кузницы в Кузнецкой улице».

Кузнецы
Кузнецы

Кожевники по берегам работали. В основном по Пскове.

Кожевники
Кожевники

А каменщики какие, а художники!

Успенский собор на острове Свияжск 1561 года постройки теперь всемирно признан как «особо ценный» памятник древнерусского зодчества в псковско-новгородском стиле. Считается, что над ним трудились псковские каменщики под руководством нашего земляка Постника Яковлева.

ФРЕСКИ УСПЕНСКОГО СОБОРА НА ОСТРОВЕ СВИЯЖСК. ФОТО TATARSTAN-MITROPOLIA.RU
ФРЕСКИ УСПЕНСКОГО СОБОРА НА ОСТРОВЕ СВИЯЖСК. ФОТО TATARSTAN-MITROPOLIA.RU

В список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО давно уже включены церковь Ризоположения и Благовещенская домовая церковь Московского кремля, Казанский кремль с Благовещенским собором, а также расписанная псковскими фресками капелла Святого Креста в Вавельском кафедральном соборе Кракова в 1470 году по заказу польского короля Казимира IV.

Своды капеллы Святого Креста Вавельского кафедрального собора XV в.
Своды капеллы Святого Креста Вавельского кафедрального собора XV в.

Не говорим уже о соборе Василия Блаженного на Красной площади в Москве, который тоже известен как творение Постника Яковлева по прозвищу Барма (или это два разных мастера) с товарищами.

Храм Василия Блаженного в Москве. Кстати, 12 июля этого года ему исполняется 460 лет
Храм Василия Блаженного в Москве. Кстати, 12 июля этого года ему исполняется 460 лет

Вот только некоторые примеры творчества "ремесленников". Да ведь это же высочайшего уровня псковское мастерство! А если посмотреть поподробнее по всем видам – дух займется!

Большинство же простых горожан занималось земледелием и скотоводством.

Псковичи всегда были очень умелыми людьми

Они очень многое делали сами, делали очень хорошо и разумно. У них даже на мелком уровне были очень умные, даже, как сейчас бы сказали, "инженерные" решения. Как удачно пристроить комнату к жилью, обустроить мокрое место.

Есть замечательный пример из истории Окольного города после присоединения Пскова к Москве, когда мостили территорию Нового Торга. Торг же был перенесен после 1510 года.

Они умудряются использовать для замощения то, что никому вообще не было нужно. Это остатки вареных коровьих челюстей. Из постоялых дворов. Это был такой самый дешевый суп для бедняков. Эти остатки кухонные куда-то же надо было убирать. И они решили использовать их как сейчас гравий. Они подсыпали все топкие места. Эта находчивость псковичам очень свойственна.

Но всякое бывало. Как и в любой семье ))). Был вот случай: голова в колодец кем-то подброшенная, хотя в этом случае сруб колодца не был обмазан глиной, значит, вода в нем копилась не для питья, а, например, для тушения пожаров. Это мнение специалистов.

А вот кошмарные сведения из той же Сокращенной Псковской летописи, собранной митрополитом Евгением (Болховитиновым) за 862–1820 годы и изданной в Киеве в 1831 году:

Это было по закону
Это было по закону
Это тоже
Это тоже

Как начинался день в простой семье

Вставали затемно. Потому что не было возможности щелкнуть газом и поставить чайник. Нужно было растопить печь и приготовить еду. Причем, хлебопекарные печи у них были, по всей видимости, не в домах. Они были на дворах в загородках под навесом. Выпечка хлеба осуществлялась там. То есть надо было загрузить дровами, потом оттуда дрова выгрести и только потом поставить туда хлебы. До этого надо было подготовить тесто.

С раннего утра надо было задать корм скотине. Котов не кормили. А впрочем, обычное хозяйство, правда? При отсутствии того, чем мы избалованы в городах. А в деревнях и сейчас по-разному.

Культурный уровень ))

Найденные при раскопках берестяные грамоты посвящены торговым вопросам, трогательным личным вещам. Попадаются музыкальные инструменты, Например, гудок. Мы думаем, что это что-то свистящее, дудочка. Но это струнный инструмент, похожий на скрипочку. Его ставили вертикально как виолончель. На колени или на стул. И играли смычком. И считается, что именно гудок изображен на фресках в Мелетово. Ант-скоморох изображен именно с этим музыкальным инструментом.

Фреска в Мелетово
Фреска в Мелетово

Не с лирой или гуслями, а именно с этим гудком. И два фрагмента гудков на площади Ленина найдены как раз при раскопках. Были и другие музыкальные инструменты. Это сопели, например.

Псковщина вообще, кстати говоря, вписана в историю музыкальных инструментов с очень древних времен. Потому что именно на территории Псковского края найдены флейты каменного века. Причем две. Это в Усвятском регионе. Но в Пскове тоже средневековых музыкальных инструментов много.

Много находок, которые говорят, что псковичи играли в настольные игры. Здесь всё довольно сложно. Потому что церковь не ко всем играм относилась хорошо.

Счетный жетон, известный также как счетный пфенниг. В XVII веке их использовали в качестве фишек в казино, которые тогда были запрещены. Нашли при раскопках на улице Леона Поземского
Счетный жетон, известный также как счетный пфенниг. В XVII веке их использовали в качестве фишек в казино, которые тогда были запрещены. Нашли при раскопках на улице Леона Поземского
При раскопках на месте бывшей ТЭЦ в центре Пскова было найдено и само древнее казино. В частности, замаскированный под лавку стол для игры в алькерк — родоначальник шашек. Во времена царя Алексея Михайловича за эту игру грозило серьезное наказание, так как она считалась азартной.

Спорное отношение было к шахматам.

До 17 века шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству.
Диакон Николай Лищенюк

Но по тем игральным полям и фишкам, которые находятся, получается, что псковичи знали нарды, "мельницу" и какие-то виды шахмат. Популярны были простые игры вроде "лиса и гуси". Захватывающая, кстати, игра, отмечают знающие.

Посылали друг другу письма. Праздновали праздники. Хотя та манера, в которой они праздновали, не всегда приводила церковь в восторг. Так святитель Нифонт из Новгорода пишет в Псков свое возмущенное послание по поводу "русалии".

Про путешествия

Есть несколько очень интересных свидетельств. В Пскове есть две находки крестов из перламутра, которые изготавливались во всем мире только в одном месте. В Палестине. Это значит, что по крайней мере два псковича где-то в XII или XIII веке совершили паломничество. И вернулись, что важно. Интересно, что в ту трудную эпоху они не боялись отправиться в такое дальнее путешествие.

И вот ещё о перламутровых крестах из нашей древности:

Кресты выглядели так
Кресты выглядели так
Крест был обнаружен на останках русского воина, погибшего при штурме замка войсками Ивана Грозного в начале сентября 1577 г. Тело было погребено под камнями развалин западного корпуса замка взорванного защитниками в финале штурма.
Ещё один подобный крест найден в Пскове при раскопках у церкви св. Иоанна Милостивого (на углу улиц Гоголя и Карла Маркса).

Мышление их было, конечно, другим

Близость границы сказывалась по-разному. Немецкие авторы пишут, что нет честнее среди русских торговых партнеров, чем псковичи. Но вот было ещё такое странное время, когда закрыли официальную торговлю с немецкими городами, и был такой период двух десятилетий контрабанды через Нарву обходным путем. И псковичи участвовали. И вот интересный вопрос тогда: а где их честь торговая? По-видимому, у них были свои понятия справедливости: ну, дело-то делать надо?

Вот, может быть, как-то так. Но в разные времена по-разному. У моста. Иностранцев в город не пускали.
Вот, может быть, как-то так. Но в разные времена по-разному. У моста. Иностранцев в город не пускали.

Влияние границы на торговлю

Много предметов импорта. Много янтаря: бусы, кресты. В Новгороде тоже. А далее, в других городах, традиция угасает. И интересно: когда с Европой война, в Новгороде янтаря нет, а в Пскове – не меньше. Вероятно, псковичи умели налаживать нужные связи. Экспортировали лен, мех. Страшно сказать – кошачий мех))) При торговле воском принято было колупание. Возникал вопрос: отколупанное уже кому принадлежит? Это в торговом уставе проговаривалось.

Что касается внешности

Типичный пскович – типичный средневековый русский человек. Моду они перенимали слабо. Даже на примере высокого искусства. Вот в церковном зодчестве, как В. Д. Седов пишет, как будто стена стоит невидимая на границе – нет католического влияния. То же с костюмом: туникообразное одеяние, русские шапки, местная обувь. Культурная этническая идентичность соблюдалась. Это с одной стороны. И приятно.

Но, не помню, где, потом поищу, если к месту придется: прическа у мужчин на пробор, по-польски. И по раскопкам в Пскове остатки кожаной обуви и обувного раскроя – европейские с длинными носами.

В отношении одежды

Не сказать, что это одежда псковская. И хотелось бы мне найти в прошлом у псковичей следы заимствований от соседей, вроде бы логичных. Но не получается. Русские мы "потому что" )))

Не все реалии того времени похожи на современные. Реконструкторы, которые сейчас шьют, например, говорят: вот это льняная одежда, она подешевле, а это шерстяная, она подороже. Потому что это у нас сейчас так.

А для них было наоборот. Потому что процедура изготовления шерстяной ткани гораздо короче, а льняной – длиннее. Для нее нужны поля, чтобы засевать лен и так далее. Поэтому социально престижным был тонкий лен и беленый. Это было принадлежностью элиты. Потом стал престижным шелк. Он был привозным. И в раннее Средневековье шел через Византию.

И у нас есть прямое подтверждение этому после открытия камерного некрополя в Пскове. Да, после X века – шелк с византийскими узорами. Но, возможно, это была женщина из свиты Ольги, поэтому такая находка разовая. Потом шелковым путем приходит китайская тафта. Золотные и серебряные нити. Западно-европейское сукно в XV веке тоже уже появляется.

Демократичным мехом была овчина. Для простого люда. А лисы, куницы, белки – элите. Именно белки упоминаются в псковских берестяных грамотах как контрабандный товар.

Питание

У кого-то так. К. Маковский. "Боярский свадебный пир"
У кого-то так. К. Маковский. "Боярский свадебный пир"

В обычные скоромные дни: рыба, солонина, молочное, яйца, зерно, репа. Она вместо картошки))) Репой торговали возами. Предполагается, что до XV века капуста – не кочан, а куст с торчащими во все стороны листьями. А вот в "Брани о смердах" уже упоминался вилок. Хлеб, разнообразные пироги. Фрукты – яблоки. Сохранился большой комплекс грамот, связанных с владениями Варлаамовского монастыря. И в одной из бумаг упоминается яблоневая роща. Сады, получается, были. И по остаткам семян можно судить.

Думала на этом закончить, но...

Продолжим о питании:

В перечне товаров, привозившихся в конце XVII века к столу псковских купцов из Риги и Ревеля, помимо испанских вин, экзотических фруктов, упоминаются и «турецкие куры» – так на Руси называли индюков. Впервые изображение этой редкой для русского средневековья птицы встречено на изразцах псковского производства.

Это продолжение "случилось" благодаря комментарию:

Огромная благодарность Ольге  за интересное дополнение. Тем более, что тема плавно перешла от питания к охране. Нашла статью, которую упомянула Ольга.
Огромная благодарность Ольге за интересное дополнение. Тем более, что тема плавно перешла от питания к охране. Нашла статью, которую упомянула Ольга.

Посмотрим вместе дальше:

Как уже отмечалось, домашняя индейка была редкой и дорогой птицей, содержать птичник из индюшек могли позволить себе только очень состоятельные горожане. Изображения на псковских изразцах свидетельствуют, что для охраны и пастьбы индеек привлекали не только людей, но и специально обученных собак.
Псковские летописи содержат упоминание только одной «породы» собак – кромские псы, которые охраняли стратегические городские запасы, хранившиеся в амбарах в Кремле (на Крому).
Найденные изразцы помогли воссоздать внешний облик еще одной средневековой породы служебных собак. Отчетливо видны стоячие уши среднего размера, глаза круглые, красивый крепкий корпус, крепкие, прямые короткие лапы.  Приведенное описание роднит собак, изображенных на изразцах, с современными овчарками, а точнее, с самыми маленькими современными овчарками – вельш корги.

Неужели это "кромский пёс"?
Неужели это "кромский пёс"?

Вот несколько заметок из бесконечного полотна истории родного города и многого, имеющего к ней отношения. Надо только не лениться и присмотреться, прислушаться, задуматься... Это, кстати, и ко мне относится.

Насчет того, что ко мне относится:

Статья "Древнейшая псковская овчарка" – первоапрельская шутка псковских археологов. Заметила Наталья Васильева. Спасибо ей)))

-18

Вот пока так )))

Если покажется интересным, пожалуйста, давайте знать. Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.

Источники

Жизнь псковичей в период средневековья

Сокращенная Псковская летопись, собранная из отечественных и иностранных летописей митрополитом Евгением (Болховитиновым). 862–1820 годы
(Издано в Киеве в 1831 году)

Древнейшая псковская овчарка

Возвращение к истокам?

Псковские археологи нашли фишки для древнего казино

Псковские фрески в Кракове

Ещё один псковский памятник древнерусского зодчества включён в список ЮНЕСКО

Нательный крест из перламутра