Найти тему
Полянка Сказок

Как рассказывать сказки правильно?

Оглавление

Здравствуйте, друзья! Сказки- самое замечательное изобретение человеческой культуры. С их помощью ребенок изучает окружающий мир, учится слушать, открывает для себя новые формы общения и социальных взаимодействий. Пример сказочных героев остаётся с ним на долгие годы, подсказывая как действовать в различных ситуациях. Но как правильно рассказать сказку? Как сделать сказочные истории бесконечно полезными и интересными? Давайте разберемся...

Теория

В мире существует огромное количество сказок. Сейчас в интернете есть сайты, где сказки собраны в тематические группы, например по авторам, темам или народному происхождению. Там легко найти именно то что вам нужно, однако в таком разнообразии есть подвох.

Каждый народ сочиняет сказки с учётом своей национальной культуры. То что у них считается нормой для детей, далеко не всегда подходит для нас. Например в японских и английских сказках часто зашкаливает уровень жестокости. А в немецких народных сказках борьба с подлостью показана здорово и оригинально, но слишком "взросло" для наших детей

Тем не менее зарубежные сказки, замечательный способ познакомить ребенка с новой культурой и яркими, необычными персонажами. Только перед тем, как предлагать их ребенку, необходимо прочесть текст самому и выбрать то вариант, который будет полезен и безопасен.

-2

Наши сказки невероятно богаты и разнообразны. Русские народные сказки, с их замечательными героями и яркими, поучительными сюжетами прекрасно подходят для детей всех возрастов. Многие отечественные писатели создали замечательные сказки или переложили народные истории, придав им литературное оформление.

-3

В советский период над создание сказок трудились такие замечательные авторы как С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, Г.Остер.

Михаил Спартакович Пляцковский. Замечательный сказочник и композитор, и автор песен
Михаил Спартакович Пляцковский. Замечательный сказочник и композитор, и автор песен

Так же стоит отметить творческий дуэт В.Г. Сутеева и М.С. Пляцковского. Созданные ими добрые сказочные истории легли в основу множества советских мультфильмов.

Среди современных авторов хочется выделить В.А.Степанова. Автор огромного числа небольших историй про животных наполняет каждую из них добротой и любовью к детям.

Выбор сказки всегда остаётся за вами. Главное чтобы она несла ребенку пользу, была доброй, поучительной и наглядной.

Практика

"Высшим пилотажем" всегда считалось рассказывание сказки наизусть. При чтении, даже самом выразительном, теряется несколько важных элементов контакта с ребенком. А это меняет восприятие, переводя его в более "практическую" плоскость. При работе, например, с энциклопедией или инструкцией к игрушке чтение- лучший вариант. Однако для сказки ( само название которой подразумевает именно рассказ) идеалом является именно самостоятельное изложение.

Чтобы понять разницу в производимом впечатлении приведем в пример фотографии и картины. Фотография (чтение текста) очень точная, насыщенная деталями и яркими цветами. Картина (пересказ) несёт объем, отпечаток индивидуальности художника, часть его внутреннего мира которым он делится со зрителем.

Рассказ сказки, это уникальная форма общения между ребенком и взрослым. В этой форме взрослый, пропуская через свою душу материал сказки, отразив в ней свой опыт, видение мира, придав неповторимый стиль, преподносит ребенку произведение личного искусства, созданное специально для него.

-5

Именно здесь находится момент передачи народного опыта и культуры.

Не беда, если вы не помните все подробности. Сочините их сами!

Если в сказке какие то понятия вас смущают, смело заменяйте их на те, которые кажутся вам более подходящими для ребенка.

Дополняйте сказку небольшими описаниями местности и внешнего вида персонажей. Однако, тратьте на это не более двух предложений. Такой прием позволит подстегнуть детскую фантазию и создать эффект погружения.

Давайте героям четкие нравственные характеристики. Злой и страшный серый волк, добрый и благородный олень, смелый и мудрый лось и т.п. Это позволит чётко сформировать у ребенка понятно том что хорошо, а что плохо.

-6

Важным сюжетным ходом, обучающем ребенка правильному поведению является исправление плохого персонажа в сказке.

Например: злой и страшный волк не просто утонул в конце истории, а быв строго наказан, осознал, что не нужно обижать и обманывать маленьких козлят. Он исправился и стал им хорошим товарищем.

На мой взгляд, в наше время, в сказках лучше избегать темы смерти и фатализма. Они незаметно развивают в детях идеи скрытой жестокости. А её итак хватает с лихвой.

Ну и конечно замечательным вариантом является сказка собственного сочинения. Она позволит создать историю, которая будет интересна именно вашему ребенку. Такую сказку можно населить его любимыми сказочными героями, животными, птицами, рыбами, да кем угодно! Перенести место действия в космос, на Марс, под воду. Всё на что хватит вашей фантазии можно воплотить в такой истории. Главное чтобы она была интересной, доброй и поучительной. Ребенок будет в восторге и с нетерпением будет ждать продолжения.

-7

Обязательно попробуйте, а чтобы вам немного помочь, я опубликую на своём канале методическую разработку "Конструктор сказок". С её помощью вы без труда придумайте тысячи сказочных сюжетов и проведёте со своим ребенком множество незабываемых счастливых минут.

Если вам понравилась статья подпишитесь и поставьте лайк! Дальше будет ещё интереснее! Мои статьи об современных учителях и о том как правильно организовать перемену в школе! Читайте, обсуждайте, комментируйте! Всё.

Сказки
3041 интересуется