Цифровизация вносит значительные коррективы в образ жизни современных детей, что не может не сказаться на состоянии их здоровья. Однако научные исследования влияния гаджетов на человека с трудом «поспевают» за техническим прогрессом, столь стремительно внедрение новых электронных устройств в нашу жизнь.
Рассмотрим те из них, которые уже подтвердили негативное воздействие смартфонов, планшетов, компьютера и телевизора на различные аспекты здоровья детей.
Данные статистики
По имеющимся сведениям, 75% детей в возрасте младше 8 лет, проживающих в Америке, имеют доступ к смартфону или планшету у себя дома. В короткий промежуток времени, с 2011 по 2013 год, их количество возросло почти в 1,5 раза.
Статистические исследования, проведённые в Великобритании, показали, что у каждого третьего ребёнка есть свой собственный планшет. 60% детей младше 15 лет используют планшетный компьютер в домашних условиях.
Южная Корея славится своей высокой скоростью интернета. По данным Национального Агентства Информационного Общества, в этой стране уже более 160 000 детей от 5 до 9 лет признаны интернет-зависимыми.
Вместе с тем ЮНЕСКО сообщает, что 93 % современных детей дошкольного возраста смотрят на экран суммарно не менее 28 часов в неделю, то есть около 4-х часов в день.
Согласно последним исследованиям, в Европе зависимостью от цифровых устройств в разной степени страдают уже десятки миллионов жителей. В Российской Федерации 85% людей психологически привязаны к мобильным устройствам.
В октябре 2020 года образовательным центром Maximum Education в России был проведён опрос родителей учащихся средних и старших классов. В исследовании приняла участие 1 тысяча человек из разных регионов страны. В ходе него выяснилось, что 27% детей не отрываются от экранов цифровых устройств по 8 часов в сутки, 18% школьников взаимодействуют с гаджетами около 3 часов ежедневно, а 15% проводят за ними по 5 часов в день.
Научно-технический прогресс движется вперёд и в процесс обучения детей всё больше внедряются цифровые технологии. С 2019 года Министерство просвещения РФ инициировало исследование о влиянии технологий на детскую психику, поведение и физическое развитие. Сбор и анализ данных проведут специалисты Института возрастной физиологии РАО, оценка результатов запланирована на 2022 год.
Научное обоснование негативного влияния гаджетов на здоровье детей
Исследования российских и зарубежных учёных подтверждают, что частое использование детьми смартфона, компьютера и продолжительный просмотр телевизора плохо сказываются на состоянии их здоровья. Доказано вредное воздействие на мозг и глаза ребёнка, осанку, а также выявлена взаимосвязь между гаджетами и развитием хронических заболеваний, в том числе онкологических.
Ниже перечислены различные аспекты здоровья и правильного развития детей, и приведены соответствующие исследования влияния на них цифровых устройств.
Влияние на мыслительные способности
По мнению нейробиолога Геральда Хютера, электронные средства коммуникации отрицательно влияют на развитие детского мозга. Нейронные связи в нём, ответственные за мышление, эмоции и действия ребёнка, закрепляются лишь в случае, когда регулярно активируются в реальных ситуациях. А для этого детям необходим прежде всего опыт реальных физических переживаний, который они не могут получить перед монитором.
Основы абстрактного и пространственного мышления, важные, например, для изучения математики, формируются по мере того, как ребёнок учится держать своё тело в равновесии. Когда же он смотрит телевизор, то упускает время, данное ему на «овладение» собственным телом. Но бег, ползание и лазание по деревьям – не единственные способы телесного самопознания.
Когда ребёнок поёт, его мозг также должен координировать движения, управляя вибрацией голосовых связок. Научно доказано, что во время пения мозг не способен активизировать центр страха, а это благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние юного вокалиста.
Просмотр мультиков и телепередач отрицательно сказывается на уверенности в себе маленьких телезрителей. Невозможность повлиять на сюжет, например, предупредить зайца, где притаилась лиса, вызывает у ребёнка чувство бессилия и потерю инициативы в реальной жизни.
Чтение книг также не предполагает активного влияния малыша на происходящее. Однако его мозг совершает множество операций – буквы складываются в слова, а фразы трансформируются в образы и представления. Сюжет оживает в воображении ребёнка, что уже является творческим процессом. Во многих странах, где гаджеты получили широкое распространение среди детей, отмечается значительный рост случаев дисграфии и дислексии. Специалисты связывают это с тем, что люди всех возрастов стали значительно меньше читать.
В одном из исследований изучалось влияние гаджетов на готовность к школе детей 6-7 лет. Предварительно их разделили на две группы – часто играющих в цифровые устройства и редко пользующихся смартфоном, планшетом и компьютером. В ходе опроса дошкольников были получены следующие результаты:
- 80 % детей, редко играющих в гаджеты , бегло читают, хорошо пишут печатными буквами, при этом более 70% старших дошкольников, часто играющих в гаджеты, демонстрируют плохие навыки чтения, письма и рисования.
- 90 % детей, часто играющих в гаджеты, имеют более скудный словарный запас, наблюдаются сложности при изложении своих мыслей, в то время как дети, редко играющие, легко и быстро отвечали на вопросы развёрнутыми предложениями.
- Более 80 % детей, имеющих свой собственный гаджет, сложно включались в сюжетно-ролевую игру, говорили, что им это неинтересно, в то время как 95 % детей, редко играющих в гаджеты, демонстрировали интерес к совместной игре, предлагали сами разные сюжетно-ролевые, режиссёрские или подвижные игры.
- Дети, часто проводящие время в электронных гаджетах, в среднем начинают своё освоение электронных устройств в возрасте двух или трёх лет, тогда как старшие дошкольники, редко играющие, в возрасте пяти и шести лет.
В результате изучения познавательной сферы испытуемых было установлено, что уровень развития познавательных процессов (внимания, кругозора, слуховой (оперативной и долговременной) памяти, логического мышления) у детей, которые проводят много времени за игрой в гаджеты, ниже по сравнению с мало играющими старшими дошкольниками. У детей, мало проводящих время с электронными устройствами, лучше развита произвольность внимания и самостоятельность в учебной работе.
В следующих статьях продолжим разбор исследований о влиянии гаджетов на ребёнка. В частности, поговорим о коммуникативных навыках, поведении и физическом здоровье.
Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!