Отдельные экономисты и советники МВФ считают, что некие "структурные реформы" помогают странам третьего мира добиться устойчивого экономического развития.
Так ли это? Рассмотрим этот постулат на примере России.
На иностранные "инвестиции" расчитывать нельзя. Но эксперты Высшей Школы Экономики добавят: "ну кроме иностранных, в кавычках, инвестиций, ещё же есть свои инвестиции, которые разрастутся как грибы после дождя как только мы улучшим бизнес-климат".
Давайте подумаем. Будут ли иметь успех на рынке новые отечественные разработки?
Ну например Йотафон - было ли это случайностью или такую же участь ждало бы любое российское начинание?
Итак, YotaPhone.
Головной офис - в России, дочерний - в Финляндии.
Разработка инженерной модели - бывшие инженеры Нокия в Финляндии. Это весь дизайн и компоновка.
Сборка - китай. Элементная база вся импортная. Операционная система - Андроид.
Что там российского? Российские специалисты разработали уникальную внутреннюю архитектуру и аппаратное обеспечение смартфона с двумя экранами. Всего в процессе создания YotaPhone было получено свыше 40 патентов, и ещё около 130 заявок находятся на рассмотрении.
Вся интеллектуальная собственность на конечный продукт принадлежит российской компании, в том числе, естественно, то, что было разработано в дочернем офисе в Финляндии.
Каков был успех на рынке? Как подытожил мой собеседник:
"Йотафон стоил 20 тысяч рублей, в то время как прошлогодние флагманы А-брендов с железом того же уровня 11-12.
20 тысяч была ценой флагманов того же года.
Китайцы, по неизвестности сравнимые с Йотафоном, с тем же железом были 8-10 тысяч".
Итак, два основных вывода:
Йотафон, по крайней мере в его первой версии - не совсем российский.
По потребительским качествам впечатляет не сильно, как правильно заметил мой собеседник.
Как это перевести на экономический язык, чтобы осветить тему нашей статьи.
Ну во-первых, иностранные бренды, понятное дело, стоят не рубли, а доллары. То есть правильно было бы сказать "прошлогодние флагманы А-брендов с железом того же уровня 300 долларов, 600 долларов была ценой флагманов того же года. Китайцы, по неизвестности сравнимые с Йотафоном, с тем же железом были 200-300 долларов". При высокой цене на нефть доллар стоил 35-40 рублей. Соответственно и "рублёвые цены" на импортные смартфоны казались очень низкими.
То есть что получается. Поскольку Россия богата сырьём, курс национальной валюты всегда будет настолько завышен, что любой новый российский бренд (на свободном рынке) будет
1) либо дороже таких же простых импортных
2) либо быть проще и хуже импортных аналогов такой же цены.
Изменят ли "структурные реформы" указанные факторы? Очевидно, что нет! Никакие "структурные реформы", никакие демократизация и гласность, никакие "верховенство закона и защита прав собственности" не изменят следующего тривиального математического факта. Любая российская новинка будет конкурировать с тем, что дешевле и проще купить уже готовое за нефтедоллары.
А что нам действительно нужно?
1. Патриотизм
2. Грамотная промышленная политика
Как я уже говорил много раз, для успеха отечественных изобретателей и инноваторов нужны поддержка и энтузиазм потребителей - предже всего! Потребители должны уважать своё больше, чем китайское, даже если китайское дешевле. И уважать своё больше, чем американское (или чем "флагманы А-брендов").
А как быть с "элементарной математикой"? То есть с тем, на что нейтральный собеседник возразит "я тоже патриот, но если импорт сильно дешевле, то не будет ли лучше против этого не бороться"?
Для этого нужна грамотная индустриальная политика. Банально, импорт должен быть ограничен пошлинами. В том числе и комплектующие для того же Йотафона. Тогда будет стимул - 1) создавать отечественные новинки; 2) создавать базу для производства комплектующих в России.
К чему это приведёт? Конечно, вырастут цены на импортные смартфоны и все остальные товары. Но создание новых высоких технологий внутри страны и новых высокооплачиваемых рабочих мест с лихвой перекроет повышение цен. Иными словами, допустим сегодня нейтральный собеседник зарабатывает 70 000 рублей в месяц, и для него важно, стоит смартфон 10-12 тысяч или 20-25 тысяч. Не предпочёл ли бы этот нейтральный собеседник покупать только Йотафон за 25 000, но иметь зарплату тысяч в 300?
Но и для этого, опять же, нужно, чтобы и экономисты думали, как патриоты. Если вся страна настроена патриотично, в духе "наша Волга нам дороже Мерседеса", то и мышление экономистов будет направлено на развитие отечественной экономики. Ну а когда россияне предпочитают подержанный фольксваген новым Жигулям, то и вся экономическая элита даже не пытается понять, что реально происходит в России, а только цитирует переведённые с английского языка высказывания западных философов о "важности" "структурных реформ".