Начнём, пожалуй, с конкретики, а самое интересное оставим на потом. В 1224 году после серии столкновений с меченосцами между рижским епископом Германом и Новгородом был заключён договор. Новгородцы добились возвращения податей с латышского племени "толова". Однако большая часть эстов и лэтты, над которыми ранее доминировала республика, стали ей неподвластны.
Битва на Омовже (Эмайыге) 1234 года
В течение десяти лет Новгород соблюдал условия рижского договора. Однако как только представился случай, новгородцы поспешили вернуть утерянные колонии и нанести силам Ордена сокрушительный удар. В Новгороде тогда княжил владимирский князь Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского).
В 1234 году владимирское войско и новгородское ополчение напало на Юрьев. В новгородско-псковском летописании говорится: "Иде князь Ярослав с новгородцы и с полки своими на Немцы под Юрьев и ста не дошед города, и пусти воя своя в зажития воевать".
Немцы из Юрьева и из соседнего Отепя (Медвежья Голова) вышли, чтобы защитить туземцев от разорения. Состоялась битва, в которой меченосцы были разбиты, а некоторые, выдавленные на хрупкий лед реки Омовжи (Эмайыги), утонули, провалившись под воду. В битве погибло несколько знатных меченосцев и несколько "низовцев" из окружения Ярослава. Остатки рыцарей попрятались по крепостям и потеряли способность к сопротивлению.
Оценка и последствия битвы
По средневековым меркам сражение на Омовже было довольно крупным событием. В.Н. Татищев, например, по сходству некоторых деталей сравнивал его с Ледовым побоищем. И хотя масштабы последнего преувеличены русскими источниками, все же для Новгорода одержанная победа имела значение.
Орден заметно ослаб, и немцам пришлось буквально вымаливать у Ярослава мир, одаряя его щедрыми подарками. Как сказано в летописи, "и поклонишася Немцы князю и смирившеся отъидоша". Ярослав Всеволодович взял с них "богатые дары и возвратился в Новгород почти без потерь". Республика вновь обрела власть над южной Эстонией.
Надо думать, что эстонцы испытывали от этого смешанные чувства. Рыцари меча обращали их в католичество, действуя слишком жёстко. Избавиться от них было счастьем. Новгородцев, со своей стороны, брали с эстов дань и часто грабили, зато почти не касались вопросов веры. Короче говоря, битва на Омовже принесла Эстонии временное облегчение.
Шауляйская катастрофа - конец всесилия меченосцев
Через пару лет Ордену меченосцев суждено было пережить куда более страшную катастрофу. Во время вторжения в Литву рыцари и крещеные в "латинство" эсты (а также псковичи количеством в 200 человек) потерпели сокрушительное поражение в битве под Шауляем. Случилось это 22 сентября 1236 года.
Хитроумные жемайтийские князья обманули меченосцев и увлекли в болотистую местность. Тяжелая немецкая кавалерия застряла в вязкой жиже и превратилась в мишень для врага. В битве под Шауляем погиб великий магистр Ордена Фольквин, 28 рыцарей, множество эстов и почти все псковичи. Поражение меченосцев вызвало в Ливонии панику. Католизация страны оказалась под угрозой и только объединение с Тевтонским орденом спасло положение дел.
Миф о крестовом походе на Русь
Казалось бы, источники ясно объясняют, что в битве на Омовже 1234 года меченосцы и новгородско-"низовские" полки решали вопрос об Эстонии. Речь шла о том, кому она будет принадлежать - рыцарям, как объект для колонизации и католизации, или Новгороду, как подчинённая провинция, откуда город будет черпать ресурсы.
Однако вот что удивительно: горячие головы среди пишущей братии до сих пор не прекращают попыток доказать, что в 1234 году Ярослав Всеволодович не просто выиграл битву с меченосцами, а остановил крестовый поход на Русь, второе издание которого похоронил его сын Александр Невский в битве на Чудском озере. Зачем-то приписывают сюда папу Гонория III и Григория IX. Вспоминают, что они объявили русских "врагами веры" и установили против Руси "экономическую блокаду". Доказывают, что с этого дескать началась подготовка вторжения на Русь.
Мне не понятно
Я лично не понимаю, зачем искажать ход исторических событий. В 13 веке интересы католичества и русских земель, действительно, пересекались. Но пересекались они в Прибалтике и Финляндии. Римская церковь и немецкое рыцарство стремились включить эти области в свой мир. Русские князья и новгородцы, напротив, хотели сделать их своими окраинами. Из-за этого происходили стычки и даже битвы наподобие случившихся в 1234, 1240 и 1242 годах.
Но говорить о крестовом походе Европы на Русь и доказывать его существование, не имея ни единого факта под рукой, это просто смешно и неуместно. Ни у меченосцев, ни у тевтонов не был столько сил, чтобы захватить хотя бы часть русских земель, и они это прекрасно понимали. Бились на границах, где соприкасались православные и католики - но пограничные войны и крестовые походы - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Уверен, у многих возникнет желание поспорить с автором. Для этого существуют комментарии. Остальным напоминаю, что лайки придуманы для тех, кому статья понравилась