Весь текст на сайте
Скачать книгу "Омниасофия"
Видео лекции "Базовая Омниасофия"
Справедливости ради нужно заметить, что далеко не всегда это именно одержимость человека демоном. На самом деле это может быть одержимость духом, богом, демоном, лоа - словом любым духовным разумом. Нечто незримое, духовное, входит в человека и заставляет его вести себя странно - кричать, кусаться, или говорить на новом языке и проповедовать.
Вариантов множество и далеко не всегда речь идет именно о демонах. И будем реалистами - людей, которые катаются по полу, орут, кидаются на людей очень много в специальных больницах, где есть мягкие стены и рубашки с длинными рукавами. И да, почти все истории одержимостей - это рассказы о психозах.
Но будем реалистами дважды - психоз не пройдет от экзорцизма. А одержимость проходит.
Но и трижды - есть же плацебо, возможно одержимому становится легче оттого, что он верит в экзорцизм?
Но тогда и четвертый виток - плацебо, похоже, само по себе форма магии!
Пятый виток рассуждений - не все и не всегда должно быть так драматично, как в фильмах про изгнание Дьявола. Все может пройти без спецэффектов, в виде просто идеи, навязчивой мысли, патологического влечения, от которого никак не удается избавиться. Но пока поговорим о самом клиническом и предельно ярком случае, когда человек именно теряет контроль над собой и начинает делать нечто такое, что обычно для него было бы невозможным.
Обратите внимание - одержимость очень охотно поражает самых верующих, которых их вера делает скорее мишенями, чем берет под защиту. Целые монастыри становились жертвами одержимости, хотя, казалось бы, Дьяволу не должно быть место в святой обители. Но нет - сами обитатели этой обители, в силу своей религиозности, в силу силы веры, оказались открытыми для тех сил, в которые верят, словно вера не отгоняет их, а приманивает. Словно для одержимости нужно открыть проход, признавая и впуская нечто в себя. И это именно массовая одержимость, она может охватить множество людей, как танцевальная чума в Европе, которую еще вспомним, когда речь пойдет о очень важном моменте – о поведении человека в толпе.
А порой одержимые не только не похожи на безумцев, но и проявляют удивительные способности, демонстрируют экстрасенсорные таланты, говорят на ранее не знакомых им иностранных языках. В религии вуду и близких к ней, адепты, во время своих ритуалов, испытывают одержимость как нормальное явление, ради которого ритуалы и проводятся. И в этом состоянии способны, например, окунуть руку в кипящее масло и не получить ожогов.
С позиции традиционных христианских церквей есть несколько признаков одержимости духами (все же не будем сужать рамки и назовем все то, чем становятся одержимы люди, просто духами): агрессия, судороги, галлюцинации, отсутствие эмоций, стыда, страха, жалости, боязнь воды, стремление вредить себя и окружающим. Это все пока похоже на психоз или какое-то иное психическое расстройство.
А вот дальше – интереснее, классическими религиозными признаками одержимости могут служить умение говорить спонтанно на незнакомом языке, летать и двигать предметы силой мысли. Это уж точно не похоже на расстройство психики, разве что коллективное помешательство внезапно сразит всех до единого участников ритуала и заставит поверить, что предметы двигались, хотя они стояли на месте.
Но что тогда делать с видеокамерами, способными заснять все происходящее? Они массовым галлюцинациям не подвержены.
И это не только христианский феномен. Антрополог, специалист по изучению трансов и измененных состояний сознания в различных культурах, Эрика Бургиньон в середине прошлого века провела обширное научное исследование, сравнив 488 различных культур, и в 360 из них обнаружилась вера в одержимость в различных формах, при примерно равных симптомах одержимости. Это архетипическое явление, а не что-то, что просто диктуется конкретной верой или культурой.
В исламе верят в одержимость джинами и шайтанами, и говорят все о тех же симптомах, добавляя к ним отсутствие чувства боли, а так же употребление алкоголя. Последнее подразумевает не запой, а любое нарушение исламского запрета на алкогольные напитки, демонстративное пренебрежение социальными и религиозными нормами. И это не свойственно христианским одержимым, для которых алкоголь не считается запретным! Суть не в алкоголе, а именно в возможности отвергнуть религиозную мораль, которой придерживается одержимый.
Христианские одержимые проклинают и оскорбляют христианских святых и бога, а мусульманские - мусульманских. То есть либо человек просто поворачивается против привычных ему религиозных устоев, либо, если демоны реально существуют, они избирательны, и выбирают подходящую аудиторию - мусульманин не становится одержим христианским демоном, существование которого не признает, и его одержимость не сопровождается употреблением алкоголя.
Мусульмане так же верят, что если джина не изгнать вовремя, то человек просто сойдет с ума, и никакие ритуалы уже не помогут. Мало того, «сумасшедший» на арабском языке - это «маджун», что можно перевести так же и как «одержимый джинами». То же самое с персидским «девона», и английским «obsessed» и с немецким «besessen». Одержимость и безумие всегда рядом.
Но рядом с ними еще и магия.
Скандинавский бог Один одновременно покровительствует воинам (особенно берсеркам), поэтам и магам. Само его имя «Один» происходит от слова «Од», означающего и безумие, и одержимость, и экстаз, и вдохновение. Сам Один - и шаман, и воин, и мудрец и хитрец, но все это меркнет перед главным его качеством: он бог, дающий «од», экстаз, или как сказали бы сейчас - измененное состояние сознание. Од позволяет человеку разорвать стереотипы и выйти за рамки обыденного видения мира.
В этом Один вполне солидарен с Вакхом, Дионисом и другими богами священного безумия, способными разбить оковы стереотипного мышления и поведения, дать разуму ничем не сдержанную свободу. А как это повернется, как проявит себя, какое поведение вызовет - зависит от ситуации.
Это может быть и аффект берсерка, и вдохновение поэта, и меняющая мир сила мага - и все это вытекает из того особого состояния сознания, которое может стать и одержимостью, и безумием, и вдохновением, и источником магии. Человек буквально «выходит из себя», покидает пределы своего внутреннего мира, своего сознания и открывается неким духовным силам, которые смывают его личность. Хорошо, если на время. Плохо, если навсегда. И тут уже сложно судить, одержимость – это мистическое объяснение шизофрении и психоза, или сумасшествие реально может вызываться одержимостью.
Впрочем, не обязательно, не всегда, одержимость - это плохо. Упомянутый девона (безумный, одержимый) почитался в Средней Азии как избранник аллаха, которому тот посылает видения и предзнаменования. Девона может быть пророком или магом, и некоторые видные суфии были именно девонами.
Одержимость в равной мере приветствуется и среди последователей вуду и среди евангелистов-пятидесятников. Для первых призвать лоа и впустить его в себя - часть ритуала. На вторых, по их мнению, нисходит Святой Дух (хотя иные течения христианства обычно считают, что это одержимость демоном, но это расхождения в идеологии, а не в сути). И те, и другие находят свою временную одержимость желательной и даже необходимой.
Тот порог, о который споткнется психиатрия с диагнозом «психоз» - это уже упомянутые паранормальные способности одержимых. Любопытно, что есть и признаки, по которым можно определить не просто одержимость, а святость, или сошествие Святого Духа (возможно, стоит говорить даже «одержимость Святым Духом»). И симптомы эти местами сильно похожи с симптомами любой иной одержимости, но не подразумевают буйства, потери контроля и так далее.
Снова вспомним о языках.
Глоссолалия и ксеноглоссия - способности говорить на незнакомом языке. Причем как таковая глоссолалия может включать «тарабарские» языки, просто имитацию речи, не имеющую смысла, а вот ксеноглоссия - это именно речь на ранее не знакомом языке. Настоящая речь, которую поймет носитель языка. Откройте Евангелие от Марка на 16 главе и найдите там стихи 17 и 18 - там Иисус перечисляет пять знаков, которыми бог сопровождает тех, кто идет проповедовать христианское учение:
«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».
А в Деяних Апостолов сказано:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Вот почему пятидесятники именно так себя называют - что бы подчеркнуть, что на них так же, как в праздник Пятидесятницы, снисходит Святой Дух. Так это или нет - нам не важно, а важно, что, по мнению Библии, нечто духовное вселяется в человека и дает ему паранормальные способности.
И что для одних одержимость - то для других дар, вопрос только в контроле над той силой, для которой одержимый стал носителем. Умение говорить - это один из Даров Святого Духа. Еще два из них не несут ничего магического - это умение проповедовать и обучать. А вот остальные вполне магической природы - умение говорить подкрепляется умением понимать чужие языки, исцелять, предвидеть будущее, видеть духов и говорить с ними, а так же распознавать обман.
Причем человека, который при помощи духов обрел способность видеть будущее или лечить болезни, почти все религии сочтут колдуном и грешником, «ворожеи не оставляй в живых», как пишет Ветхий Завет. Но при этом все тот же, по сути, духовидец, маг, предсказатель может считаться святым человеком, посланцем богов, если его сила исходит от духовных разумов, поддерживаемых и почитаемых местной религией. Тогда, в ее глазах, он окажется не колдуном, а святым, получившим, например, дары Святого Духа, который сошел на него и в нем поселился.
Так что самое время вспомнить и чисто магические феномены, возникающее при контактах с духами - например, автоматическое письмо, когда рука прорицателя, сама, без прямого вмешательства его воли, движется и пишет что-то (реже - рисует или печатает на клавиатуре), передавая информацию, доступа к которой маг не имел. Именно так была получена, например, Книга Закона Алистера Кроули.
Гораздо сложнее, и не так буквально, работает астрологическая европейская геомантия, где прорицание предстает в виде набора точек, который прорицатель делает наугад, отпустив свой разум, что бы рука ставила точки так, как сочтет нужным. Классическое объяснение механизма ее работы - ставить точки помогают духи Земли, направляющие руку прорицателя.
И всевозможные рамки и маятники качаются, крутятся, давая ответы, лишь при условии, что человек очистил свой разум и дал контроль чему-то иному, назовите это духами или бессознательным.
Вспомним и спиритические сеансы, в ходе которых дух умершего, как считается, занимает место сознания медиума в его теле и говорит через него.
Феноменов таких множество и все они, по сути, ничто иное, как результат одержимости неким духовным разумом, в той или иной степени (и пока не будем решать, откуда он исходит - из мира духов или из глубин сознания, для этого еще будет время). А если вы вспомните то, что было сказано про египетские воззвания в инвокациях, когда маг стремится впустить в себя силу божества, и станет очевидно, что в магии такое состояние только приветствуется. Привлечь нечто духовное, под своим строгим контролем, впустить его силу в себя, и применить в согласии со своей Волей.
***
Тропинка, идущая в дебри магии, завела нас довольно далеко от первоначальной мысли, на которой основана обсуждаемая теория - за все в магии отвечают духи. И это, с такой точки зрения, не просто области разума или какие-то символы, а вполне реальные, хотя и не материальные, живые и разумные духи, ведущие собственную жизнь. Они самостоятельны и автономны, не зависят от того, что думают о них люди. Это самая древняя точка зрения, общая и для церемониальной магии, и для спиритизма, и для шаманизма, и для большей части религий.
Но, скажите честно, вы может на самом деле воспринять демона Гоэтии как полностью и объективно реального демона, живущего в аду, который занят своими делами, забирает демонят из адского детского сада, ходит пытать грешников каждое утро, а потом слышит зов мага и оформляет срочную командировку на Землю, что бы исполнить чью-то прихоть?
Причем раньше он работал в другом отделе и почитался как бог, а потом новое руководство перевело его на должность демона Гоэтии.
Утрирую, да, сильно утрирую.
Но насколько вы готовы принять мир, в котором не просто есть иные разумы и формы жизни, а мир, в котором они толпятся миллионами, образуют множество враждующих или союзных группировок, и ставят своей целью покровительствовать каждой травинке и камешку, или ожидают шанса прийти на зов человека и стать покровителем его мобильника?
Все это отлично срабатывало, когда люди чуть меньше знали о мире и могли не задумываться о том, что в мире есть множество иных культур и религий, а у них - свои духи, ангелы и демоны. Когда мир не менялся веками, когда гора оставалось горой, а река - рекой, и у них были свои, живые, духи. Это было просто. Но когда каждый год с конвейеров сходят тысячи телефонов - может ли каждый из них все так же претендовать на обладание собственным духом, которого творец сотворил для него заранее, создавая мир?
Когда на конвейер ставится порой производство даже все новых и новых религий, культов, учений, и каждая твердит про своих святых, богов и демонов, насколько тут убедительна мысль, что все эти боги и демоны полностью реальны и сотворены для такого случая заранее? Что они живут миллионы лет, ожидая своей очереди на право стать объектом поклонения?
А люди очень охотно создают все новых богов, равно как меняют обязанности старых. Полагаю, понятно, почему идея полностью объективного существования таких духов выглядит сомнительной. Хотя это вовсе не значит, что они лишь вымысел. Ни в коем случае.
К этому парадоксу вернемся и разберемся, почему боги становятся вдруг демонами, меняют свой характер и атрибуты, а порой и возникаю новые, ранее неведомые божества.
А пока – следующая классическая теория. Но уже более современная.
Весь текст на сайте
Скачать книгу "Омниасофия"
Видео лекции "Базовая Омниасофия"