Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Святая родина моя!»

«VII песнь Москва», - так записал Пушкин… На самом деле Москве посвящена лишь вторая половина главы, даже не половина: описание её («Но вот уж близко…») начнётся в XXXVI строфе, а всего их, строф, LV.

Однако даже эпиграфы к главе относятся именно к первопрестольной. Их три. И, думается, остановиться на них необходимо.

«Москва, России дочь любима,

Где равную тебе сыскать?

Дмитриев.

Как не любить родной Москвы?

Баратынский.

Гоненье на Москву! что значит видеть свет!

Где ж лучше?

Где нас нет.

Грибоедов».

Первая цитата - из «Освобождения Москвы» И.И.Дмитриева (сам автор называл это большое стихотворение, первоначальное заглавие которого было «Пожарский», «поэмкой»). Произведение посвящено событиям 1612 года.

Но некогда и ты стенала

Под бременем различных зол;

Едва корону удержала

И свой клонившийся престол…

Так обратится Дмитриев к Москве после того, как пропоёт ей панегирик (позвольте привести большую цитату):

В каком ты блеске ныне зрима,

Княжений знаменитых мать!

Москва, России дочь любима,

Где равную тебе сыскать?

Венец твой перлами украшен;

Алмазный скиптр в твоих руках;

Верхи твоих огромных башен

Сияют в злате, как в лучах;

От Норда, Юга и Востока —

Отвсюду быстротой потока

К тебе сокровища текут;

Сыны твои, любимцы славы,

Красивы, храбры, величавы,

А девы — розами цветут!

«Поэмка» к моменту выхода «Онегина» была отнюдь не новым произведением – опубликована она в 1797 году.

Другие два эпиграфа – из произведений, современных автору, написанных примерно в одно время.

Второй эпиграф – из «Пиров» Е.А.Баратынского, высоко ценимого Пушкиным. Здесь всё описание пронизано иронией. Перед процитированной строкой у Баратынского было:

Прекрасно лирою своей

Добиться памяти людей;

Служить любви еще прекрасней,

Приятно драться; но, ей-ей,

Друзья, обедать безопасней!

Дальше – тот самый фрагмент:

Как не любить родной Москвы?

Но в ней не град первопрестольный,

Не позлащённые главы,

Не гул потехи колокольной,

Не сплетни вестницы молвы

Мой ум пленили своевольной:

Я в ней люблю весельчаков,

Люблю роскошное довольство

Их продолжительных пиров,

Богатой знати хлебосольство

И дарованья поваров.

И не могу не привести завершение описания роскошного пиршества:

Тут всё торжественно встаёт,

И каждый гость, как муж толковый,

Узнать в гостиную идёт,

Чему смеялся он в столовой.

Про «Горе от ума» А.С.Грибоедова я сейчас подробно писать не буду, в своё время посвятила ему цикл статей, напомню лишь, что во время работы над главой Грибоедов ещё здравствовал (напечатана она была, правда, уже после его смерти), а вот комедия его была цензурно запрещена (лишь отрывок, откуда взята цитата, был опубликован в альманахе «Русская Талия» за 1825 год). Кстати, сохранился черновой пушкинский набросок к главе:

Как живо колкий Грибоедов

В сатире внуков описал,

Как описал Фонвизин дедов,

Созвал он всю Москву на бал.

Таким образом, разные взгляды на Москву: ода, ирония, сатира… Что же будет у Пушкина? А как всегда, - всё, все оттенки чувств.

Как относился Пушкин к Москве? В разное время по-разному. Испытывал, наверное, все те эмоции, которые отразил в тройном эпиграфе, - и всё это есть в романе.

Но начинается описание Москвы восторженно:

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

Наверное, нет человека, кому не были бы знакомы эти строки. А в черновом варианте было сказано ещё сильнее:

Москва! как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!..

Как сильно в нём отозвалось!

В изгнанье, в горести, в разлуке,

Москва! как я любил тебя,

Святая родина моя!

И первое, о чём напишет поэт, - это совсем недавнее в момент написания романа (а в момент действия - ещё более того) прошлое, воспоминание при виде «свидетеля падшей славы, Петровского замка», откуда Наполеон «глядел на грозный пламень» (подробнее об этих строфах я писала здесь).

В.В.Верещагин. В Петровском дворце (в ожидании мира)
В.В.Верещагин. В Петровском дворце (в ожидании мира)

Пушкин родился в Москве, здесь прошло его детство, и, конечно же, события 1812 года он воспринимал очень остро. В прославивших его «Воспоминаниях в Царском Селе», написанных всего лишь через два года после пожара Москвы, он откликнется на её трагедию:

Края Москвы, края родные,

Где на заре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые,

Не зная горести и бед,

И вы их видели, врагов моей отчизны!

И вас багрила кровь и пламень пожирал!

И в жертву не принёс я мщенья вам и жизни;

Вотще лишь гневом дух пылал!..

Но уже и здесь, оплакивая прекрасный город:

Где ты, краса Москвы стоглавой,

Родимой прелесть стороны?

Где прежде взору град являлся величавый,

Развалины теперь одни,- он воскликнет:

Утешься, мать градов России,

Воззри на гибель пришлеца.

И первое обращение к Москве в «Евгении Онегине» - это гордость за неё:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

И здесь Пушкин как будто продолжает рассказ о славном прошлом Москвы, начатый Дмитриевым, повествующим о далёкой уже победе:

Сторукий исполин трясется —

Падет — издох! и вопль несется:

«Ура! Пожарский победил!»

И в граде отдалось стократно:

«Ура! Москву Пожарский спаc!»

О, утро памятно, приятно!

О, вечно незабвенный час!

Поскольку Кот всё же Архивариус, он не может не сказать ещё об одном оскорбительном для Пушкина выпаде. Всё в той же статье о седьмой главе, которую я уже цитировала, Ф.В.Булгарин, которого некоторые мои комментаторы уже возвели в ранг замечательного писателя и патриота, обрушился на Александра Сергеевича: «Тут автор забывает о Тане и вспоминает о незабвенном 1812 годе. Внимание читателя напрягается; он готов простить поэту всё прежнее пустословие за несколько высоких порывов; слушает первый приступ, когда поэт вспоминает, что Москва не пошла на поклон к Наполеону, радуется, намеревается благодарить поэта, но вдруг исчезает очарованье. Одна строфа мелькнула — и опять то же! Читатель ожидает восторга при воззрении на Кремль, на древние главы храмов Божиих; думает, что ему укажут славные памятники сего славянского Рима, — не тут-то было. Вот в каком виде представляется Москва воображению нашего поэта:

Прощай, свидетель падшей (?) славы (?????)…» - дальше идёт пространная цитата из романа.

Что значат эти вопросительные знаки? Ю.МЛотман комментирует, что ими «Булгарин заставлял предположить, что выражение “падшая слава” относится к России». За Пушкина вступилась Е.М.Хитрово (напомню: дочь фельдмаршала М. И. Кутузова), писавшая: «Размышления автора о Петровском замке были оценены как имеющие величайшее значение. И в самом деле, у какого русского не забьётся сердце при чтении этих строк:

Но не пошла Москва моя

К нему с повинной головою»

Е.М.Хитрово и Ф.В.Булгарин
Е.М.Хитрово и Ф.В.Булгарин

Однако же Пушкин не только призывал «взглянуть на трагедию взглядом Шекспира», но и сам всегда на всё смотрел с разных позиций. И поэтому его отношение к Москве тоже было разным. Славное прошлое Москвы воспевал, любил «края родные» - и не принимал многого в московских нравах. Но об этом – в следующий раз.

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

"Оглавление" всех статей, посвящённых "Евгению Онегину", - здесь

Навигатор по всему каналу здесь