Найти в Дзене
Вятский Хутор

Старинная книга «запук»: обзор таинственного артефакта из прошлого

Оглавление

Случайно обнаружил сборник поверий и обрядов, бытовавших в Уржумском уезде Вятской губернии, где я живу. Книга датируется 1883 годом.

Снова рад Вас приветствовать, дорогие читатели, в очередной публикации на канале «Вятский Хутор». Мне очень интересны дореволюционные книги, журналы и пресса. Особенно, если они имеют отношение к Вятскому краю. В этой публикации я хочу поделиться с Вами старинным сборником «Поверья и обряды (запуки) в Уржумском уезде Вятской губернии».

Для начала давайте определим, что за слово такое «запуки». В толковом словаре Живого великорусского языка В. И. Даля говорится, что запука − это примета, предрассудок, суеверье, пустое поверье.

У него к каждому слову запуки. Это все бабьи запуки. сиб. прихоти, причуды, − приводится пример употребления слова.

О сборнике

В предисловии В. И. Магницкий кратко рассказывает о населении Уржумского уезда, рассматривая этот вопрос сквозь призму времени.

По проданію, древними населителями Уржумскаго» уѣзда были вотяки. Ихъ вытеснили черемисы, надвигавшіеся съ сѣвера. Въ подтвержденіе этого преданія, между прочимъ, указываютъ на иазванія селеній съ именемъ Одо сола (въ ВерхъУшнурскомъ приходѣ), что въ переводѣ съ черемискаго значитъ: вотяцкое населеніе, деревня; Водонерскій починокъ (русскій, въ Турекскомъ приходѣ) Одонеръ-вотяцкій ключъ и т. д.

Здесь же автор сообщает, что собирал материалы в период с мая 1877 по декабрь 1880 годов. А в ходе подготовки данного сборника в большей степени записывались поверья и обряды русского населения.

Для удобства восприятия информации автор разбил все рассказы на 20 групп, затрагивающих определённые аспекты жизни и занятия людей.

Все запуки рассортированы по отделам.
Все запуки рассортированы по отделам.

Перелистнём страницу

Давайте перейдём к основной части сборника. Сразу после слова автора к читателям начинается отдел «домохозяйство». Здесь перечислены вполне безобидные приметы, связанные с домашним бытом.

-3

Наверное, некоторым читателям будут знакомы какие-то из них. Так, например, когда я надевал на голову кастрюли и тарелки, мне бабушка говорила: «А ну сними быстрее, а то не вырастешь!». Вот, значит, откуда «ноги растут» у этой приметы.

Поселений уже нет, а приметы, обряды и поверья, известные в определённых местах, до сих пор «живут» в этой книге. К примеру деревня Бажино уже давно заброшена. Однако Магницкий увековечил строки присказки, которой бажинские дети зазывали дождь.

-4

Крайне интересен раздел о нечистой силе. Здесь В. И. Магницкий даже привёл некоторые истории, произошедшие с населением вятского юга. Читаю эти строки и по спине бегут мурашки.

-5

В этом же сборнике подробно рассказывается об обряде для избавления от врагов. Показывать его я не буду. Но скажу, что в этом неблагодатном деле используются свечи. А часть действия проходит в церкви. Жуть.

-6

Порой удивляешься, откуда вообще взялись эти строки.

Вывод

Сборник Магницкого о поверьях, обрядах и приметах Уржумского уезда − настоящий памятник забытому фольклору. Также данная работа может рассказать о жителях тех мест, где сейчас лишь растёт бурьян да шумят старые тополя. Или пашутся поля на месте, где стояли дома и обрабатывались огороды. То, чем они жили, в какие приметы верили и какие преследовали страхи.