Интервью с режиссером документального и художественного телевидения Юлей Бус!
Юля Бус - режиссер документального и художественного телевидения. Открытый и жизнерадостный человек нашего города. Сегодня она поделится с нами причиной выбора профессии, частичкой детства и расскажет о своих учениках, желающих пойти по её стопам.
Карине - Интервьюер
Юля - Гость
Карине: Юлия, когда вы поняли, что телевиденье - это ваше?
Юля: Для детей 80-90х "голубой экран" был чем-то по-настоящему магическим. Это было время, когда мама с балкона пятого этажа кричала: "Юля, мультики!". Тогда ты, бросая дворовых друзей и игры, несешься со всей дури, потому что начинался какой-нибудь мультфильм от Дисней.
Все подростки смотрели тогда "Звездный час" и абсолютно каждый ребенок хотел сыграть в команде хищников или травоядных в программе "Зов джунглей"... На ведущих того времени хотелось равняться, они были настоящими кумирами не только молодежи, но и взрослых телезрителей. Конечно каждый мечтал оказаться "в телевизоре". Я мечтала не просто там оказаться хоть разочек, я мечтала там работать. Изначально, конечно, телеведущей. Но со временем, когда я с треском провалила кастинг на один кировский проект, я поняла, что мое место именно за кадром...
Карине: Режиссер - это ведь изначально мужская профессия. С какими трудностями пришлось столкнуться в ее освоении?
Юля: Да, женщин-режиссеров в кино раньше можно было пересчитать по пальцам. И для того, чтобы в этой профессии добиться успеха, женщине нужно было обладать определенным набором мужских качеств. Режиссер он же на съемочной площадке главный. Он должен говорить какой план взять оператору, какой кадр за каким поставить на монтаже и т.д. Когда я только получила диплом, меня сказу в Москву вызвали запускать новый телеканал. И вот я такая молоденькая девочка прихожу управлять матерыми дядьками операторами и монтажерами, которые уже 500 лет в профессии. Угадайте, как они на меня смотрели? А слушались ли? Конечно нет! Ох-х, как обидно тогда было... Но когда я доказала, что у меня есть свое видение, что я тоже могу сделать круто, все косые взгляды сразу пропали.
Карине: Любимый проект, созданный вами?
Юля: Что такое создать проект с нуля? Ты придумываешь идею, разрабатываешь концепцию, учитываешь все нюансы, находишь героев, снимаешь пилот, выбрасываешь "в корзину" потому что "не то", снимаешь заново, ночуешь на монтаже и так на протяжении лет... Конечно, каждый такой проект для режиссера становится его детищем, маленьким ребеночком. Поэтому выбрать любимый невозможно. Они же все разные и все любимые! Это когда кому-то из родителей задают вопрос: "А ты какого ребенка больше любишь, старшего или младшего? Согласитесь, глупый вопрос:)
Карине: Угасает ли на данный момент эпоха телевидения?
Юля: Телевидение умрет в том случае, если не среагирует и не подстроится под современные условия. А они диктуют уходить в интернет. Возьмите крупные федеральные каналы. Они уже давно ушли на стриминговые платформы и именно там зарабатывают деньги на свое существование. Все крупные премьеры сначала появляются там, а только потом на ТВ. А если говорить про региональное телевидение, то да - она умирает. И очень много гвоздей в крышку гроба забила свалившаяся на мир пандемия.
Карине: Кем бы вы были, если не режиссером?
Юля: Вообще, по первому образованию я - гос. служащий. Я должна была ходить в пиджаке и галстуке и работать в Правительстве города. А именно в департаменте экономического развития. Я проходила в Правительстве все практики и после диплома, который я защитила на отлично, меня позвали туда работать. Пару недель я туда походила, подумала, "ну и цирк тут у вас" и ушла.
А вообще я творческий человек, поэтому точно бы прижилась в любой интересной и не скучной профессии. Мне всегда нравилась история искусств.
Карине: Вы остались в Кирове и никуда не уехали. Почему?
Юля: Честно говоря, попытки были. Какое-то время я жила на три города: Киров, Москва и Питер. В Кирове работала на телеканале, параллельно училась в Москве, а личная жизнь была в Питере. Друзья мне звонили и первым делом спрашивали: "В каком ты городе?". Вот настолько насыщены были мои перемещения. Какое-то время я работала в Москве в крупных продакшенах, было время искала работу в Питере, но в моем случае все дороги все равно вели в Киров. Когда у тебя есть возможность путешествовать и выбираться отсюда, то здесь очень даже прекрасно жить. Например, в Питере я очень скучала по нашему данару, в Москве по нашей "молочке" и хорошей колбасе - она там, в большинстве своем, бумажная. Возвращалась сюда и просто кайфовала. Но если от сюда никуда не вылазить, то можно зачахнуть в этом болоте. Мне кажется, это проблема не только Кирова, но и многих похожих региональных городов. Путешествия, пусть даже не самые значительные, они вообще очень расширяют границы сознания. Поэтому я предпочитаю жить здесь и путешествовать, как только появится возможность.
Карине: У города есть шансы для сохранения креативной молодежи?
Юля: У вот возьмити меня. Правда, меня сложно уже отнести к молодежи, но я достаточно креативна. Киров же меня сохранил :)
Ну, а если серьезно, то это хороший вопрос для размышления. Я вообще не сторонник поговорки "где родился, там и пригодился". И с моими учениками при подготовке к вступительным мы смотрим ВУЗы за пределами нашего города. Но это не я пропагандирую им переезд, а они сами приходят ко мне с такими мыслями. Часть учеников решила идти по моим стопам и они хотят стать режиссерами. Сами подумайте, где им в нашем городе получить эту профессию? Да нигде. Поэтому текучка интересных и перспективных кадров будет, но на сколько масштабно...
Вы - губернатор области. Что бы изменили в жизни кирова?
Слушайте, я уже была в правительстве. Мне там не понравилось, поэтому губернатором мне не быть. И вообще, каждый должен заниматься своим делом: я вот детей учу и программы снимаю, а Игорь Васильевич городом управляет. Каждому - свое:)