Послушала лекцию по современному этикету от Татьяны Барановой - эксперта в этой области. Узнала несколько любопытных правил. Делюсь с вами конспектом.
Не существует единого определения слова «этикет», но можно сказать, что этикет - это принятая в обществе манера поведения и система правил социального общения в определенных повторяющихся ситуациях.
В нём нет жёстких законов, как в конституции, но всё же правил этикета стоит придерживаться, чтобы быть приятным собеседником.
- Оказывается светский этикет противопоставляют деловому. В светском - уважение выказывают в первую очередь старшему по возрасту или женщине. В деловом - по статусу. Например, в театре, вначале следует пропустить женщину, а вот в офисе того кто выше по статусу.
- В светском этикете не важно кто первым входит в лифт. В деловом заходит тот, кто стоял ближе к лифту и проходит в глубь, особенно если выходит на последнем этаже.
- Я когда-то слышала, что мужчина должен платить за женщину, но это не совсем верно. Мужчине не обязательно оплачивать счёт. Будет правильнее если оплатит счёт тот, кто пригласил, даже если это деловая встреча.
Правила цифрового этикета
- В этикете главное, уважительное отношение к окружающим, поэтому в кино или в театре лучше снизить яркость экрана телефона, чтобы не отвлекать зрителей.
- В транспорте телефон лучше выключать или хотя бы тихо вести беседу: не корректно на публике говорить о личной жизни и делать людей невольными слушателями.
- Не давать чужой номер телефона без разрешения - проявлять уважение к человеку и личному пространству.
- Нельзя без спроса отмечать людей на фото, особенно малознакомых. Это нарушение прав человека и преследуется по закону. Можно отметить, если это была модель и позировала вам за деньги или фото с официального мероприятия или на нём изображена публичная личность.
- Селфи в офисе не уместны, потому что в кадр может попасть человек или документ, который не должны видеть посторонние люди.
- Не красиво подглядывать в чужой телефон, как и утыкаться в телефон во время встречи: в приоритете должен быть человек, с которым вы пришли на встречу. Есть даже такая традиция, если собралась компания, то можно сложить все телефоны и кто первый сорвется и заглянет в свой гаджет - тот платит за вечер. Но лучше вообще не класть телефон на стол в ресторане.
- Если нужно с кем-то связаться, то малознакомым людям лучше написать сообщение, чем сразу звонить. Ведь человек может быть занят. Комфортнее получать смс из которого человек поймет кто и что от него хочет и как срочно. И уже сам выберет время когда ему будет удобно обсудить вопрос. А если сразу звонят, то не дают человеку выбора и приходится отвечать.
О голосовых сообщениях:
- Голосовые сообщения удобны и экономят время только того человека, который отправляет. Зачастую когда мы пишем, мысль получается более структурированной. И позже в текстовых сообщениях будет легче найти нужную информацию. А голосовое сообщение даже нельзя частично переслать.
- Но если вы едите за рулём, то логичнее отправить голосовое сообщение, но тогда лучше в начале объясниться: "извините что записываю голосовое сообщение, сейчас еду за рулём, а вопрос срочный…"
О переписке:
Социальные сети больше про развлечение и просто так писать в ВК или Инстаграм по бизнес вопросу не корректно, это вторжение в личную жизнь, если только человек сам не сказал писать ему туда. (СММ-менеджеров это правило не касается).
- Не стоит печатать капслоком (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ), это равносильно крику при живом общении.
- Не стоит писать кучу маленьких бессмысленных сообщений, например: "Привет", "Как дела? ", "Что делаешь?". Особенно не нужно делать так в групповой переписке, потому, что там сообщения быстро потеряются. Лучше формулировать 1-2 сообщения с главной мыслью, которую хотите донести.
- Желательно не писать слишком длинные сообщения. Если написали длинное письмо по важной теме, то вероятно лучше воспользоваться электронной почтой, она воспринимается серьезнее, чем сообщение в социальных сетях, потому что они были созданы для развлечения.
- Использовать с давними коллегами эмоджи и смайлы это нормально, но нужно помнить, что не все понимают значение эмоджи.
- В деловой переписке лучше не выделять важные мысли, человек может оскорбиться. И подумать, что вы думаете, что он сам не может понять, что важно в письме.
- Если человек подписался «Гена», то не нужно достраивать имя и писать в ответ «уважаемый Геннадий». Не факт что угадаете. Гена может оказаться Генрихом. Если человек так подписался, значит, хочет чтобы к нему так обращались.
- P.S.: Поскриптум - это атавизм. Раньше, когда писали от руки, он нужен был, но сейчас легко можно вставить в тексте ту мысль, которая пришла позже. Если эта информация дополнительная и не имеет отношения к теме письма или сообщения, то лучше отправить другое письмо.
Правила этикета не такие сложные, главное смотреть на все с позиции вежливости и уважения к ближнему.
Ставьте лайк, если узнали, что-то новое.