Любой автовладелец, опытный или совсем «зелёный», будь у него дорогой престижный автомобиль представительского класса, компакт масс-класса, дедушкина старая «Победа» или батина «Классика»... любой должен стремится обеспечить себе и автомобилю долгую и безаварийную жизнь - регулярно его обслуживая. Чтобы ездить и получать удовольствие, а не тратить время и деньги на внезапный дорогой ремонт.
Самое главное в машине - двигатель. А самое главное для здоровья двигателя - качественные ГСМ. Но не только в качестве дело, важно ещё соответствие типу двигателя и условиям эксплуатации. Так и становится первоочередной задача по подбору моторного масла для своего железного коня.
Как важно использовать качественное топливо рекомендуемое производителем, также и моторное масло обязательно должно соответствовать допускам (стандартам определённым производителем).
Огромный ассортимент предлагаемых автолюбителям моторных масел (по количеству брендов и даже в рамках одного бренда) запутывает и реально мешает определиться с выбором. Но определиться необходимо, а для этого будет полезно знать несколько простых правил.
Важные моменты:
- Во-первых, нужно ориентироваться на рекомендации автозавода-изготовителя, которые можно прочитать в сервисной книжке, полученной при покупке в комплекте с документами на машину. Там обязательно прописаны характеристики моторного масла, указывается какая вязкость у него должна быть и требуемые допуски. Для новой машины рекомендуется использовать синтетические масла.
- Второе. К сожалению, со временем, машина (как и человек) стареет, а значит, меняются и характеристики её двигателя. Силовой агрегат изнашивается: дубеют прокладки, пропускают сальники, увеличиваются зазоры и т.п... А значит пришло время подумать о смене привычного синтетического масла с низкой вязкостью на специализированное с повышенной вязкостью и высокой моющей характеристикой (возможно на полусинтетическое с уменьшением интервала замены до 5-7 тыс. км).
- Третье. Важно не затягивать с интервалами замены масла, учитывая при этом, что сугубо городская эксплуатация (простои в пробках, длительные и частые прогревы на холостых оборотах) - сокращает интервал замены моторного масла. Дело в том, что на самом деле ресурс масла зависит не столько от пробега, сколько от времени работы двигателя (т.е. не от километров пробега, а от моточасов).
- Четвёртое. При использовании, вместо синтетики, минеральных или полусинтетических масел - интервал замены нужно смело сокращать в три/два раза, соответственно.
- Пятое. Если возникла необходимость долить масло - желательно использовать точно такое же, что было залито в двигатель. Но, если такой возможности нет, допустимо использовать другое, по возможности близкое к основному в плане допусков и вязкости. Важно понимать, что лучше залить любое масло (и сменить его при первой возможности), чем эксплуатировать мотор в режиме масляного голодания.
Если Вы решили сменить тип моторного масла (например, синтетику на полусинтетику или на масло большей/меньшей вязкость) - не рекомендуется принимать такое решение самостоятельно, если только Вы не моторист со стажем. Проконсультируйтесь со специалистом, сообщив ему подробную информацию о Вашей машине.
Промывка вообще нужна?
Существует довольно широко распространённое предубеждение, что при смене бренда/типа/класса масла требуется промывка двигателя. На самом деле, если замена производится в рамках регламентных сроков и не по причинам связанным с катастрофическим качеством ГСМ, то промывка не требуется.
Нужно понимать, что для промывки используется, условно, самая дешевая минералка (в лучшем случае полусинтетика) с очищающими присадками. Т.е. при заливке нового-другого масла оно в любом случае слегка смешается с остатками - либо с нормальным старым маслом, либо с дешевой промывочной минералкой - и то, и другое не страшно. Страшно смешать новое масло с остатками «контрафактного мазута» или «залежей золы» от чего-то подобного - вот тут действительно не помешает выполнить промывку.
Синтетика или минералка?
Ну и в завершении хочется отметить, что основное и единственное преимущество полусинтетических масел - низкая стоимость (в остальном они не лучше, а в чем-то и заметно уступают синтетическим). Их применение оправданно при необходимости частой замены масла и в условиях умеренного климата (без сильных морозов). В остальных случаях лучше не скупиться на синтетические.
А минеральные масла сегодня оправданно использовать только в качестве промывки... ну и в мотоблоках летом :)