Найти тему
Ариаднина нить | Книги

Фильм "Большой": Америка 80-х для субботнего вечера

Недавно мы с мужем пересматривали фильм «Большой» с Томом Хэнксом.

Это кино – почти мой ровесник. Фильм снят в 1988 году, а я родилась в 1987-м. Но впервые по российскому ТВ я его увидела примерно в 11-12 лет, так что для меня это фильм детства и один из символов 1990-х.

Да, это пост будет некнижным, но на него меня натолкнули именно литературные новости – в частности, вчерашняя о том, что скоро в России впервые выйдет книга Питера Хеджеса «Что гложет Гилберта Грейпа?», написанная в начале 1990-х. Возможно, опубликованная прямо в том же году, что и одноимённый фильм Лассе Халльстрёма, снятый по ней.

Хеджес выступил, кстати, ещё и сценаристом этого фильма, в котором снялись Джонни Депп и Леонардо Ди Каприо.

Но сейчас речь о фильме «Большой» (1988, режиссёр Пенни Маршалл, в главной роли Том Хэнкс).

Типичный 13-летний парнишка из типичного американского пригорода Джош Баскин живёт обычной мальчишеской жизнью – семья, школа, бейсбол, компьютерные стрелялки, игры в шпионов с лучшим другом. Для полного счастья ему не хватает только внимания понравившейся девочки, которая, оказывается, гуляет с мальчиком постарше и повыше ростом. Однажды вечером в заезжем передвижном городке аттракционов Джошу попадается на глаза загадочный игровой автомат Золтер, который за монетку берётся исполнять желания. И Джош загадывает стать большим, подразумевая высокий рост и представительность в девичьих глазах.

Юный Джош Баскин (справа)  с другом. Кадр из фильма "Большой".
Юный Джош Баскин (справа) с другом. Кадр из фильма "Большой".

Буквально на следующее утро он просыпается в собственной постели, но уже еле в неё помещаясь – взрослым мужчиной немного за 30.

Отныне жизнь вчерашнего мальчишки круто меняется. Родная мать не узнаёт его и, приняв за вора, выгоняет из дома. С помощью того самого лучшего друга, которые единственный принимает невразумительные аргументы про загаданное желание, Джошу удаётся уехать в Нью-Йорк, снять там комнату и даже найти работу по объявлению: в компании-производителе игрушек требуется программист. Буквально за считанные дни Джош делает хорошую карьеру в компании, поскольку своей в прямом смысле детской непосредственностью завоёвывает сердце главы компании. Вчерашний новичок уже принимает участие в тестировании и разработке новых игрушек, становится вторым лицом в фирме (собственно, того не желая), завязывает служебный роман и зарабатывает даже на шикарную съёмную квартиру.

Но все эти радости взрослой жизни Джош в конце концов меняет на возможность вернуться домой и вновь стать самим собой.

Взрослый Джош у автомата "Золтер".
Взрослый Джош у автомата "Золтер".

Да, это был спойлер, но не думаю, что он вас испортит впечатление от старого доброго семейного фильма. Сюжет рассказан с определённой целью.

Мой муж после просмотра воскликнул: а я бы, мол, никогда не променял хорошую карьеру в компании на возврат в заштатный городок. Чего этому Джошу во взрослом состоянии не хватало?

У меня же точка зрения кардинально противоположная. В конце 80-х в Америке ещё умели снимать массовое кино со смыслом. И было место таким многоплановым актёрам, как Том Хэнкс. Он блестяще показал в этом простеньком, в сущности, фильме, как можно придать неглубокой бытовой истории экзистенциальный объём. Не стоит жертвовать даже частью жизни ради пресловутой американской «мечты» - успешной карьеры, денег и красотки в подружках. Как здорово, что сценаристы не пошли на поводу у соблазна расхожего сюжета, не скатились в пресказуемость и дали Джошу сделать выбор в пользу того, чтобы самостоятельно пройти путь взросления и становления, а не перескочить его одним махом, оказавшись на вершине социального успеха, но невосполнимой пустОтой в душе. Трудный выбор и хороший, умный конец фильма.

Не знаю, почему, но этот фильм у меня ассоциируется с давно читаным рассказом Генри Лайона Олди о том, как человек растратил свою жизнь, не зная, что деньги, которыми он швыряется, - в прямом смысле эквивалент минут его жизни. Пока не осталось несколько последних монеток… Так и в «Большом»: поставлена дилемма: либо ты становишься внезапно успешным, но платишь за это огромным куском жизни, либо проходишь весь путь сам, причём успех отнюдь не гарантирован, но ты останешься собой и получишь шанс выковать собственную личность.

А ещё фильм отсылает к моей любимой сказке "Старик Хоттабыч". Помните, как автор говорит о Жене Бограде, которого коварный Омар Юсуф превратил в старика, а потом расколдовал по требованию Хоттабыча? Мол, он единственный в мире, кто может сказать и "Когда я был молодым", и "Когда я был стариком". :) С "Большим" примерно то же самое.

Если не знаете, чем побаловать себя субботним вечером, очень рекомендую эту картину – «Большой».

И ещё несколько, схожих с ней по лёгкому (подчёркиваю это) ностальгическому настроению и теме нравственного выбора:

«Назад в будущее» (1985, 1989,1990).

«Трасса-60» (2002)

«Неспящие в Сиэтле» (1993).

"Умница Уилл Хантинг" (1997)

Если вы уже смотрели все эти фильмы, может, моя статья – как раз знак, что их стоит пересмотреть? Я верю в знаки. ;)

А пока что время поделиться впечатлениями в комментариях.

Ваша Ариаднина нить.