Всем хорошо известно Золотое правило нравственности:
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Это правило есть и в Евангелии, и в Коране, и даже в Махабхарате. Появилось оно давным давно.
Правило вполне понятное. Но есть один нюанс - то, что ты рассчитываешь не определенное отношение к тебе совершенно не означает, что так и будет. У людей свои понятия и свое вИдение тебя и твоих поступков. И нередка такая ситуация: относишься к другому хорошо, относишься, а он что-то не торопится относиться к тебе так, как ты к нему. То есть бывает - ты со всей душой, иногда себе в ущерб, а в ответ получаешь совсем не то, что ожидаешь.
Впрочем, с точки зрения Святого Писания, все нормально. Это уже не твоя забота, что другие делают. Главное, что ты делаешь все правильно, как велели, а другие пусть сами о себе думают.
Вроде так, но все равно неприятно бывает. Пока все-таки живем здесь, на грешной земле, в миру. И такая несправедливость не может не волновать.
Но, оказывается, все гораздо проще. Дело в том, что другие люди относятся к тебе так, как относишься в себе ты сам.
- Ты себя уважаешь - они тоже тебя уважают
- Ты стелешься перед ними, стараясь сделать как лучше, фактически вытираешь ноги о себя - они тоже вытирают о тебя ноги
- Ты во всем себе отказываешь ради другого - он начинает требовать от тебя все больше и больше
- И так далее
Конечно, людям, которые ушли от мира - в отшельничий скит или хотя бы в монастырь - им попроще в этом плане. Их не волнует, что делают другие. Главное, самому все делать правильно для спасения своей души. Другие пусть сами о себе пекутся. Тем более что заставить вести себя хорошо никого нельзя, не прибегая к специальным мерам.
А нам, людям мирским, как то все-таки надо выживать. Поэтому иногда полезно руководствоваться и таким правилом:
Относись к себе так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие.
Казалось бы, оно противоречит Золотому правилу нравственности. Но это только так кажется на первый взгляд. Они отлично уживаются вместе, если подходить вдумчиво и задаться целью не нарушать ни одно из них. Но придется напрячь мозги.
Например, друг просит взаймы. Не самый лучший друг, с которым и в огонь и в воду, но все-таки и не просто знакомый. То есть такой человек, которыми не разбрасываются.
Ты уже имеешь опыт давания взаймы своим друзьям и знаешь, что это может кончиться тем, что назад ничего не получишь. Или, что еще хуже, дружеские отношения превратятся в лучшем случае в нейтральные. Знаешь, конечно, но делать-то что - друг просит.
Ты хотел бы, чтобы тебе давали, когда ты попросишь? Конечно, иначе зачем просить. Бывают такие ситуации, когда приходится обращаться за помощью.
Но хочешь ли ты, чтобы он рассматривал тебя как дойную корову? Как человека, у которого можно взять и не отдавать. И ничего ему за это не будет. Наверное, нет. Все-таки, если человек не отдает долг, а ничего форс-мажорного у него не случилось - значит, он тебя просто не уважает.
То есть отказать нельзя, но надо сделать так, чтобы он отдал. Если сразу понятно, что отдавать не собирается, но и отказать себе дороже, можно дать, но гораздо меньше. Помог чем мог. Как-то так.
Непросто это, соблюдать оба эти закона. Но разве есть достойные препятствия для пытливого ума?
Если статья пробудила интересную мысль - поделитесь ей. И поставьте, пожалуйста, лайк.