Удивительные тайны, которые скрывает одна из самых известных работ гениального немецкого художника XVI века Альбрехта Дюрера.
Тайна названия
Предлагаем начать знакомство с загадками этой гравюры именно с названия, ведь именно его мы в первую очередь видим и слышим, когда хотим узнать больше о произведении.
Название гравюры изображена в левом верхнем углу. Его в своих лапах-крыльях держит летучая мышь. На свитке написано «MELENCOLIA I». В чём же тут загвоздка?
Одни исследователи утверждают, что «I» - это римская цифра, а другие склонны интерпретировать этот знак как слово
Одни исследователи трактуют последний символ как римскую цифру, то есть переводят название как «Меланхолия 1». Тогда возникает вопрос: а где же тогда вторая, третья? Ответ на этот вопрос они находят в трактате итальянского философа XV века Марсилино Фичино.
Гуманист в своём медико-астрологическом трактате «О жизни» описывает три типа меланхолии: третий тип меланхоличного состояния свойственен богословам и философам, второй – учёным, а вот первый он описывает как «меланхолическую одержимость», присущую творящему гению-художнику.
Возможно, Альбрехт Дюрер хотел создать визуальный образ этого состояния и с помощью него показать свои душевные переживания.
Другие исследователи предпочитают читать: они утверждают, что это не римская цифра, а слово. «I» означает повелительное наклонение от латинского глагола ire – «выезжать, отпускать», позволяя, таким образом, прочесть надпись как призыв: «Меланхолия, уходи!»
Что ж, с одной частью названия разобрались, давайте поговорим о второй – «МЕЛАНХОЛИЯ».
Тайна сюжета
Меланхолией (от др.греч. μελαγχολία – «разлитие черной желчи») в то время называли психическое расстройство и хандру, но, в первую очередь, один из четырех темпераментов. Ее олицетворением на гравюре считается крылатая фигура на переднем плане.
По мнению знаменитого историка искусства Э. Панофского бездействие этого существа с особенностями меланхолического темперамента, одним из внешних проявлений которого был землистый, почти черный цвет лица. Меланхолия считалась наиболее опасным темпераментом, порой приводившим к болезням и сумасшествию. Она ассоциировалась с сухостью и землей.
Согласно философским системам древности, а затем и средневековой схоластики, присутствие в большем или меньшем объеме в теле человека одной из четырех жидкостей или флюидов определяет четыре темперамента, которые делают его предрасположенным к тем или иным смертным грехам. Холерический темперамент обусловлен преобладанием желтой желчи; холерики особенно склонны к гордыне и гневу. Сангвинический характер связан с преобладанием крови; сангвиники особенно подвержены похоти. Флегматический характер возникает при преобладании слизи. Флегматики отличаются склонностью к обжорству и унынию. Меланхолический темперамент – преобладание в организме черной желчи приводит к отчаянию и жадности. Изначально четыре жидкости находились в состоянии совершенного равновесия, которое, однако, было нарушено после вкушения Адамом запретного плода, что привело к распространению среди людей различных грехов, в соответствии с тем, какого флюида у человека больше.
Тайна символов
Фигура Меланхолии окружена огромным количеством предметов. Многие пытались их интерпретировать, но однозначных смыслов так и не было найдено до сих пор.
Считается, что разбросанные вокруг фигуры Меланхолии предметы указывают на причины ее тяжелых раздумий.
Книга и циркуль традиционно считались атрибутами геометрии – одного из семи свободных искусств, наряду с грамматикой, логикой, риторикой, арифметикой, музыкой и астрономией, изучение которых считалось подготовительным этапом, после чего можно было приступать к занятиям философией.
Шар и усеченный ромбоэдр можно интерпретировать как символы научных принципов, лежащих в основе архитектуры и плотницкого ремесла.
Рубанок, пила, молоток и гвозди – инструменты строителей и плотников. Щипцы и мехи – атрибуты кузнечного ремесла. Висящие на стене весы и песочные часы – инструменты измерения веса и времени. Здесь эти предметы, которые были, безусловно, важными в быту, тем не менее, как инструменты познания главных тайн мира, по-видимому, оказываются бесполезны.
Лекарством от меланхолии считались водные цветы – лютики и водяной кресс, из которых сделан венок на голове Меланхолии.
Одной из самых удивительных деталей этой гравюры является магический квадрат
Магическому квадрату Юпитера приписывались целебные и волшебные свойства. В квадрате, придуманном Дюрером, суммы четырех чисел по горизонтали, вертикали и диагонали равны тридцати четырем. Считается, что это самый ранний в европейском искусстве пример такого изобретения. Любопытно и то, что в нижнем ряду две ячейки образуют дату создания гравюры - 1514.
Тайна создания
«Меланхолия» наряду с эстампами «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Святой Иероним в келье» известны под общим названием «ма́стерские гравюры». Их принято относить к числу высших достижений Дюрера в области печатной графики.
Документальных свидетельств того, что «ма́стерские гравюры» были задуманы и создавались художником как единая серия, не сохранилось, однако размеры их почти одинаковы, и уже некоторые современники приобретали и хранили их в своих коллекциях вместе. Кроме того, по содержанию эти эстампы столь гармонично дополняют друг друга, что действительно могут восприниматься как своего рода триптих.
Сюжеты «ма́стерских гравюр» принято связывать с воплощением трех образов добродетельной жизни: деятельного («Рыцарь, Смерть и Дьявол»), созерцательного, посвященного интеллектуальному труду («Святой Иероним в келье»), и творческого («Меланхолия»). Символическое содержание каждой из этих работ столь сложно и многозначно, что по сей день составляет предмет размышлений и дискуссий.
Тайна красоты
Созданные в технике резцовой гравюры на меди, они отличаются исключительным художественным совершенством. Умение использовать в изображениях законы прямой перспективы, владение правилами построения пропорций и монументальность форм, воспринятые Дюрером в Италии, сочетаются в них с присущими немецкому искусству того времени ювелирной тонкостью исполнения, эмоциональностью и особым вниманием к деталям.
Хотелось бы особо отметить, что точно выстроенная композиция в произведении «Меланхолия I», тончайшие эффекты освещения и сочетания резцовых линий создают в этом произведении поистине меланхолическую атмосферу – холодную, тревожную и напряженную. Комета и радуга наполняют пространство тусклым холодноватым светом, отблеск которого мы видим в глазах Меланхолии и резких изгибах складок ее одежд.
Эту и другие работы мастера вы сможете увидеть на выставке "Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры" в Государственном историческом музее.