Найти тему
Исторический музей

5 тайн «Меланхолии»

Оглавление

Удивительные тайны, которые скрывает одна из самых известных работ гениального немецкого художника XVI века Альбрехта Дюрера.

Альбрехт Дюрер. Меланхолия I. Германия, Нюрнберг. 1514 г. Собрание Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии.
Альбрехт Дюрер. Меланхолия I. Германия, Нюрнберг. 1514 г. Собрание Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии.

Тайна названия

Предлагаем начать знакомство с загадками этой гравюры именно с названия, ведь именно его мы в первую очередь видим и слышим, когда хотим узнать больше о произведении.

Название гравюры изображена в левом верхнем углу. Его в своих лапах-крыльях держит летучая мышь. На свитке написано «MELENCOLIA I». В чём же тут загвоздка?

-2

Одни исследователи утверждают, что «I» - это римская цифра, а другие склонны интерпретировать этот знак как слово

Одни исследователи трактуют последний символ как римскую цифру, то есть переводят название как «Меланхолия 1». Тогда возникает вопрос: а где же тогда вторая, третья? Ответ на этот вопрос они находят в трактате итальянского философа XV века Марсилино Фичино.

Гуманист в своём медико-астрологическом трактате «О жизни» описывает три типа меланхолии: третий тип меланхоличного состояния свойственен богословам и философам, второй – учёным, а вот первый он описывает как «меланхолическую одержимость», присущую творящему гению-художнику.

Возможно, Альбрехт Дюрер хотел создать визуальный образ этого состояния и с помощью него показать свои душевные переживания.

Другие исследователи предпочитают читать: они утверждают, что это не римская цифра, а слово. «I» означает повелительное наклонение от латинского глагола ire – «выезжать, отпускать», позволяя, таким образом, прочесть надпись как призыв: «Меланхолия, уходи

Что ж, с одной частью названия разобрались, давайте поговорим о второй – «МЕЛАНХОЛИЯ».

Тайна сюжета

Меланхолией (от др.греч. μελαγχολία – «разлитие черной желчи») в то время называли психическое расстройство и хандру, но, в первую очередь, один из четырех темпераментов. Ее олицетворением на гравюре считается крылатая фигура на переднем плане.

Облаченная в роскошные длинные одежды, с растрепанными волосами и венком из трав на голове, крылатая женщина сидит на низкой каменной плите у подножия недостроенного здания на берегу моря.
Облаченная в роскошные длинные одежды, с растрепанными волосами и венком из трав на голове, крылатая женщина сидит на низкой каменной плите у подножия недостроенного здания на берегу моря.

По мнению знаменитого историка искусства Э. Панофского бездействие этого существа с особенностями меланхо­лического темперамента, одним из внешних проявлений которого был землистый, почти черный цвет лица. Меланхолия считалась наиболее опасным темпераментом, порой приводившим к болезням и сумасшествию. Она ассоциировалась с сухостью и землей.

-4
Согласно философским системам древности, а затем и средневековой схоластики, присутствие в большем или меньшем объеме в теле человека одной из четырех жидкостей или флюидов определяет четыре темперамента, которые делают его предрасположенным к тем или иным смертным грехам. Холерический темперамент обусловлен преобладанием желтой желчи; холерики особенно склонны к гордыне и гневу. Сан­гвинический характер связан с преобладанием крови; сангвиники особенно подвержены похоти. Флегма­тический характер возникает при преобладании слизи. Флегматики отличаются склонностью к обжорству и унынию. Меланхолический темперамент – преобладание в организме черной желчи приводит к отчаянию и жадности. Изначально четыре жидкости находились в состоянии совершенного равновесия, которое, однако, было нарушено после вкушения Адамом запретного плода, что привело к распространению среди людей различных грехов, в соответствии с тем, какого флюида у человека больше.

Тайна символов

Фигура Меланхолии окружена огромным количеством предметов. Многие пытались их интерпретировать, но однозначных смыслов так и не было найдено до сих пор.

Считается, что разбросанные вокруг фигуры Меланхолии предметы указывают на при­чины ее тяжелых раздумий.

-5

Книга и циркуль традиционно считались атрибутами геометрии – одного из семи свободных искусств, наряду с грамматикой, логикой, риторикой, арифметикой, музыкой и астрономией, изучение которых считалось подготовительным этапом, после чего можно было приступать к занятиям философией.

Шар и усеченный ромбоэдр можно интерпретировать как символы научных принципов, лежащих в основе архитектуры и плотницкого ремесла.

Рубанок, пила, молоток и гвозди – инструменты строителей и плотников. Щипцы и мехи – атрибуты кузнечного ремесла. Висящие на стене весы и песочные часы – инструменты измерения веса и времени. Здесь эти предметы, которые были, безусловно, важными в быту, тем не менее, как инструменты познания главных тайн мира, по-видимому, оказываются бесполезны.

-8

Лекарством от меланхолии считались водные цветы – лютики и водяной кресс, из которых сделан венок на голове Меланхолии.

Одной из самых удивительных деталей этой гравюры является магический квадрат

-9

Магическому квадрату Юпитера приписывались целебные и волшебные свойства. В квадрате, придуманном Дюрером, суммы четырех чисел по горизонтали, вертикали и диагонали равны тридцати четырем. Считается, что это самый ранний в европейском искусстве пример такого изобретения. Любопытно и то, что в нижнем ряду две ячейки образуют дату создания гравюры - 1514.

Тайна создания

«Меланхолия» наряду с эстампами «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Святой Иероним в келье» известны под общим названием «ма́стерские гравюры». Их принято относить к числу высших достижений Дюрера в области печатной графики.

-10

Документальных свидетельств того, что «ма́стерские гравюры» были задуманы и создавались художником как единая серия, не сохранилось, однако размеры их почти одинаковы, и уже некоторые современники приобретали и хранили их в своих коллекциях вместе. Кроме того, по содержанию эти эстампы столь гармонично дополняют друг друга, что действительно могут восприниматься как своего рода триптих.

Сюжеты «ма́стерских гравюр» принято связывать с воплощением трех образов добродетельной жизни: деятельного («Рыцарь, Смерть и Дьявол»), созерцательного, посвященного интеллектуальному труду («Святой Иероним в келье»), и творческого («Меланхолия»). Символическое содержание каждой из этих работ столь сложно и многозначно, что по сей день составляет предмет размышлений и дискуссий.

Тайна красоты

Созданные в технике резцовой гравюры на меди, они отличаются исключительным художественным совершенством. Умение использовать в изображениях законы прямой перспективы, владение правилами построения пропорций и монументальность форм, воспринятые Дюрером в Италии, сочетаются в них с присущими немецкому искусству того времени ювелирной тонкостью исполнения, эмоциональностью и особым вниманием к деталям.

-12

Хотелось бы особо отметить, что точно выстроенная композиция в произведении «Меланхолия I», тончайшие эффекты освещения и сочетания резцовых линий создают в этом произведении поистине меланхолическую атмосферу – холодную, тревожную и напряженную. Комета и радуга наполняют пространство тусклым холодноватым светом, отблеск которого мы видим в глазах Меланхолии и резких изгибах складок ее одежд.

Эту и другие работы мастера вы сможете увидеть на выставке "Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры" в Государственном историческом музее.