В данный момент я погружён в чтение цикла "Колесо Времени" Роберта Джордана (о первой книге в серии вы уже можете прочесть мой обзор). Фэнтезийная сага повествует о классическом противостоянии добрых молодцев со злющим злом в лице мужика с полыхающими глазами, имя которому... Тёмный. Книги были написаны ещё в девяностых, поэтому простим им некую наивность.
Тем не менее, история стоящая, автор много внимания уделяет характерам персонажей, их поступкам в крайне экстремальных ситуациях, интересно описывает ссоры, расставания, недоверие и последующее единение.
Но сегодня я хотел бы заострить внимание на мурдраалах - слугах Тёмного, офицерах его армии, тварях, наводящих ужас на бравых воинов. Вот только есть с этими назгулозаменителями серьёзная проблема, свойственная, кстати говоря, многим историям. Мурдраалы сосут.
На бумаге эти ребята звучат угрожающе: высоченные фигуры в тёмных плащах, чьи полы ветер не способен даже колыхнуть, что подчёркивает их потустороннюю природу. Мурдраалы выглядят как люди, но у них совсем нет глаз, тонкие губы и змеиные голоса, что смотрится жутко и активирует эффект "зловещей долины".
И помимо чисто внешних атрибутов, слуги Тёмного могут удивить ещё и своими способностями. Они нечеловечески сильны и быстры, у них зрение, как у орла (и отсутствие глаз этому никак не мешает), могут раствориться в любой тени, вызвать у противника приступ неконтролируемого страха, телепатически управляют троллоками (зверолюдьми), и даже будучи лишёнными головы ещё час могут сражаться как ни в чём не бывало. Любая рана от их клинков приводит к смерти. Вороны и крысы служат им разведчиками, так что скрыться от мурдраалов невозможно. И только реки могут их ненадолго замедлить - текущая вода безглазым не нравится.
Вот только весь этот набор "грозного врага" отправляется в топку, стоит мурдраалу столкнуться хотя бы с персонажем вторых ролей. Воплощение ночи способно являться в охраняемые дома эпизодических героев и брать их тёпленькими, они способны вырезать целые отряды статистов, но как только на пути у них встают главные герои, ползунок крутости мурдраалов сдвигается на минимум.
Я ещё только на третьей книги "Колеса Времени", но уже повидал, как мурдраал бросает беззащитного ГГ и УБЕГАЕТ от мужика с мечом. Я встречал сцены, где мурдраллы проигрывали поединок телохранителю волшебницы, сельскому кузнецу и шестидесятилетнему менестрелю! Главные герои не раз сбегали сразу от трёх-четырёх прислужников Тёмного, отрывались от погони и успешно прятались в городах, кишащих крысами и воронами, которые должны докладывать мурдраалам о беглецах.
И вот что толку от того, что люди, присягнувшие Тёмному, трясутся от страха и встают на колени перед мурдраалами, если потом появляется необученная волшебница и ВАНШОТИТ сразу трёх безглазых уродов?
Автор создал отличный образ, но на практике получились ребята уровня урук-хаев. Посильнее совсем уж рядовых орков, но главным героям это особо не мешает рубить их пачками. И это проблема далеко не одного Роберта Джордана - страшные на бумаге враги частенько не представляют фактической опасности.
Конечно, героическое фэнтези обязано рассказывать историю, в которой персонаж преодолевает трудности, справляется с недругами и двигается дальше. Проиграть и умереть герой просто не может (как правило). Но и совсем без потерь выходить из схваток неправильно, всегда нужны какие-то потери. Убитые спутники, страшные ранения, утрата ценного имущества (меча там отцовского или важного по сюжету артефакта).
Но я пока не встретил ни одной стычки с мурдраалами, которая завершилась бы трагически. Было одно самопожертвование (в результате которого смельчак выжил, так что не считается) и одно убийство персонажа, появившегося в предыдущей главе и почти не имеющего значение.
Вывод прост: мурдраалы сосут.
А на этом всё, подписывайтесь и ставьте пальцы, пишите письма бабушкам, либо комментарии под статьёй, заглядывайте в группу ВК, где можете ознакомиться и с моим творчеством.
Всем всего!