Городищенское озеро в Исилькуле не такой уж простой водоем, как может показаться на первый взгляд
В 2005 году педагог станции юных натуралистов Людмила Геннадьевна Войнова пришла в редакцию газеты «Знамя» с вопросом: «Как вы думаете, Городищенское озеро и озеро Исилькуль - это два разных водоема или все-таки один?»
Поразмыслив, мы предположили, что, скорее всего, один. 110 лет - не такой уж большой исторический срок, чтобы за это время исчезло не только само озеро Исилькуль, давшее название нашему городу, но даже и воспоминание о нем. Видимо, все-таки мы знаем его, загрязненное и обмелевшее, под другим названием - Городищенское. Этого же мнения придерживается и Людмила Геннадьевна. Вместе с воспитанником СЮН Станиславом Гефке они провели исследование, результаты которого предлагаем вашему вниманию.
Первые упоминания об озере Исилькуль были связаны со строительством Транссибирской железной дороги. «Первая разведка трассы прошла в районе озера Исилькуль в 1891 году. При выборе места для станции требовалось указать будущий источник водоснабжения. В 1892 году в связи с этим дана характеристика озеpa Исилькуль. Отмечено, что оно пресноводное, глубиной до 2 аршин, плес чистый, берега местами песчаные» (А.Д. Колесников. «Исилькуль на Транссибирской магистрали». Омск, 1995 г.). Место для будущей станции было определено в трех верстах от озера. В мае 1893 года начались земляные работы, рытье котлована и копка траншеи для трехверстового водопровода от озера до станции, которой дали название по озеру - Исилькуль.
В дипломной работе «Историческая топонимика города Исилькуля и Исилькульского района», выполненной студенткой 5 курса исторического факультета Омского педуниверситета Г.В. Назаренко в 2000 году, дается объяснение названию озера: «Исилькуль в переводе с казахского - «гнилое озеро». Так называли его казахи, летом переносившие свои кочевья на густотравные пастбища. Почему они так его называли, неясно, ведь в то время озеро было чистым и зарастать стало лишь во второй половине XX века. В той же работе приводится другое толкование названия озера. Его дал Иоанн Голошубин, священник из села Новоселье Тюка-линского уезда. В 1914 году он писал: «Исилькуль в переводе с киргизского означает «Капитанское озеро». О самом Иоанне Голошубине известно лишь то, что он был священником, впоследствии лишенным сана (попом-расстригой), выступавшим в омских газетах с острыми сатирическими рассказами, беспощадно обличавшими «святых отцов» всех рангов. Им также была составлена «Справочная книга Омской епархии».
Выяснив происхождение названия озера, решили продолжить исследование. Здесь нас ждало большое разочарование. На картах нашего города либо совсем не значилось озеро, либо было обозначено Городищенское озеро. За разъяснениями мы обращались в земельный комитет администрации МО, в муниципальный архив, в отдел архитектуры, но ни одна из этих структур не располагала интересующими нас данными. В отделе архитектуры мы получили ценный материал, но только об озере Городище. Приходилось слышать мнение: озеро Исилькуль давно высохло, точно неизвестно даже место, где оно находилось. Исчерпывающий ответ дал нам Г. Р. Гензель, директор районного историко-краеведческого музея. Он объяснил, что первыми жителями, поселившимися на берегу озера Исилькуль, были переселенцы из Городищенского уезда. Свое поселение они назвали Городище, а озеро стали называть Городищенским. Так мы установили, что Исилькуль и Городище - одно и то же озеро.
В дипломной работе Г.В. Назаренко мы прочитали, что среди старожилов бытует легенда, будто у озера есть определенный цикл, согласно которому в течение 12 лет вода в нем прибывает, а затем в течение 12 лет убывает. Научно это не доказано. И о происхождении озера нам ничего выяснить не удалось, так как нет никаких документов. Решили побеседовать с теми, кто прожил на берегах озера всю жизнь. Первыми собеседниками стали супруги Селезневы. Алексей Ильич родился в 1930 году. Вся его жизнь прошла у озера. И сейчас они с Еленой Николаевной живут в переулке Крупской, их дом - самый крайний у озера. А.И. Селезнев вспомнил, что в 30-е годы озеро полностью пересыхало, поэтому его углубляли, выкопали три канавы, чтобы стекала вода из Исилькуля. Канавы содержали в образцовом порядке, каждый год чистили и углубляли по мере надобности. Наполняться оно стало после войны. В 1948 и в 1969 годах очень сильно разливалось, так что приходилось поднимать железнодорожную ветку. В 1953-54 гг. озеро пересыхало, его даже хотели распахать, но весной оно наполнилось водой. В сухие годы в котловине озера вырыли два колодца, откуда брали воду.
Рыбы в озере было очень много: гольяны, караси, очень крупные. Гольяна ребятишки обычно ловили кусочком марли или тюля. Зимой мужчины пробивали проруби, рыба плыла к воздуху, ее выбрасывали из проруби лопатами, черпаками.
После образования маслосыркомбината в озеро стали сбрасывать отходы. В 60-х или начале 70-х годов был разработан проект создания на озере зоны отдыха. Здесь даже сделали лодочную станцию, но проект так и не осуществился. С середины 70-х годов озеро начало зарастать. Развелось много птицы, видели даже лебедей.
Поделилась воспоминаниями и Галина Викторовна Койло (1947 года рождения), учитель начальных классов коррекционной школы: «Исилькульское озеро - маленькая частица моей Родины, моего детства. Мои родители постоянно держали гусей, пасти которых приходилось нам, детям. На берегу озера, на развалинах мельницы (по воспоминаниям моей мамы А.А. Кругловой, 1918 года рождения, ее построил в 20-х годах кулак Бочков) строили себе домики. Вода была очень чистой и прозрачной. Купались мы все лето, до Ильина дня. Озеро было мелким с небольшим количеством водорослей у берегов. Чтобы искупаться, приходилось уходить далеко от берега, там можно было плавать и нырять. В годы моего детства водопровода в Городище не было, поэтому воду из озера использовали для стирки, полива огородов и даже для питья. Ближние жители стирали белье прямо в озере. Мама часто носила выстиранное белье полоскать на озеро. Иногда оно пересыхало, и мы, дети, ходили по его дну и собирали потерянные во время купания вещи: ленты, гребешки, иногда находили и монеты. Высыхало оно настолько, что с одного берега на другой ходили пешком. Мама вспоминает, что в 30-х годах озеро высохло, и городищенские жители остались без воды. На станции нечем было заправлять паровозы, поэтому было решено выкопать котлован в юго-восточной части озера и соединить его каналом с двумя котлованами с резервной водой, водокачка находилась рядом. При необходимости воду по трубе из резервного котлована пускали в канал, а по нему она поступала во вновь вырытый котлован. Эту воду брали для питья скоту и на полив огородов. Для себя воду брали из колодца, который был вырыт рядом с котлованом, но ближе к берегу. К нему была проложена высокая насыпь, по которой удобно было подходить. Рыли канал вручную, землю на лошадях вывозили и сыпали в районе улицы Заводской. А земля вырытого котлована образовала остров, который во время наполнения озера водой не затоплялся, был хорошо виден. Мы часто подплывали к нему на лодках, «обследовали», но, кроме камышей, ничего не находили. Какие чудные это были прогулки! Особенно очаровывало эхо, которое громко отзывалось при малейшем звуке, всплеске весел. Хорошо было на озере и зимой. По его льду мы ходили в школу. Часто ложились на лед и любовались подводным миром.
Озеро нас и кормило. Вначале водились пескари и гольяны, а позже появились крупные караси. Гольянов было так много, что мы, ребятишки, ловили их руками, когда они заходили в канаву.
Хорошо помню разливы озера. Однажды оно разлилось настолько, что вода через железнодорожную насыпь по ул. 8 Марта подошла к домам. Люди от железной дороги к домам подплывали на лодках. Впоследствии эти дома (несколько первых от завода ЖБИ) были оставлены жителями из-за затоплений. В это время я училась в 7 классе Городищенской школы. Помню, как путешествовала на лодке к подруге.
В 60-е годы наше местное правительство решило сделать озеро культурно-развлекательным центром. Была сделана лодочная станция, где лодки сдавались на прокат. Здесь исилькульцы могли отдохнуть, искупаться, покататься на лодках. Нам это очень нравилось. Потом все куда-то исчезло, от станции остались одни ступеньки.
Я всю жизнь любила озеро и гордилась им. Как больно сейчас смотреть на то, что с ним стало. Иной раз даже слезы наворачиваются от обиды за столь жестокое превращение красивого уголка природы в камышовые заросли».
Мы опросили многих исилькульцев, проживающих у озера. Почти все нам говорили, что озеро сильно засорил маслосыркомбинат, так как многие годы туда сбрасываются отходы. Водитель СЮН А.А. Стадник, рыбак и охотник, оказавший нам большую помощь в обследовании озера, заметил, что обычно озера так не пахнут. У Городищенского озера неестественно затхлый запах. И все, с кем мы говорили, хотели бы, чтобы озеро очистили.
В каком экологическом состоянии находится озеро Исилькуль, давшее название нашему городу? Чтобы ответить на этот вопрос, мы и проводили наше исследование. По словам заведующей отделом архитектуры Г.П. Бирючинских, озеро находится на 120,4 м над уровнем моря. Это самое низкое место в черте города. Самая высокая точка в Исилькуле находится на улице Жукова -126,5 м, а с восточной стороны напротив озера - 127,6 м. Отсюда следует, что если правильно расположить водосточные канавы и содержать их в надлежащем порядке, вода со всего города стекала бы в озеро.
Периметр озера - 3509,6 м, площадь – 922127,5 кв. м, диаметр - 1118 м. Все озеро заросло камышом, рогозом и водорослями. Когда измеряли глубину, резиновую лодку приходилось все время толкать. Глубина в самом глубоком месте составляет 1,5 м. Дно покрыто толстым слоем черного маслянистого ила с неприятным запахом. Анализ воды, который провели по нашей просьбе в Центре Госсанэпиднадзора, показал, что вода пресная, но содержит много вредных веществ. Как нам сообщила ведущий специалист Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Л.П. Гусева, в 2000 году проведена реконструкция очистных сооружений на АО «Вита», и теперь отходы производства уходят далеко за пределы города и озера. Вода кишит водными организмами, поэтому на озере много водоплавающей птицы, опять появилась рыба - караси.
За 110 лет существования станции Исилькуль только в 30-х годах озеро углубляли и выкопали канавы. А в остальные годы только пользовались тем, что давало нам наше удивительное озеро. Не у каждого города есть «свое озеро», будет очень обидно, если оно пропадет навсегда.