Найти тему
Ретро-Исилькуль

На берегах таинственного озера

Оглавление

Городищенское озеро в Исилькуле не такой уж простой водоем, как может показаться на первый взгляд

В 2005 году педагог станции юных натура­листов Людмила Геннадьевна Войнова пришла в редакцию газеты «Знамя» с вопросом: «Как вы думаете, Городищенское озеро и озеро Исилькуль - это два разных водоема или все-таки один?»

Поразмыслив, мы предполо­жили, что, скорее всего, один. 110 лет - не такой уж большой исторический срок, чтобы за это время исчезло не только само озеро Исилькуль, давшее название нашему городу, но даже и воспоминание о нем. Видимо, все-таки мы знаем его, загрязненное и обмелевшее, под другим названием - Городищенское. Этого же мнения придерживается и Людмила Геннадьевна. Вместе с воспитанником СЮН Станис­лавом Гефке они провели исследование, результаты которого предлагаем вашему вниманию.

Сегодня оно не особо глубокое и не очень чистое, но так было не всегда.
Сегодня оно не особо глубокое и не очень чистое, но так было не всегда.

Первые упоминания об озере Исилькуль были связаны со строительством Транссибирской железной до­роги. «Первая разведка трассы прошла в районе озера Исиль­куль в 1891 году. При выборе места для станции требовалось указать будущий источник водоснабжения. В 1892 году в связи с этим дана характеристика озеpa Исилькуль. Отмечено, что оно пресноводное, глубиной до 2 аршин, плес чистый, берега местами песчаные» (А.Д. Колес­ников. «Исилькуль на Трансси­бирской магистрали». Омск, 1995 г.). Место для будущей станции было определено в трех верстах от озера. В мае 1893 года начались земляные работы, рытье котлована и коп­ка траншеи для трехверстового водопровода от озера до стан­ции, которой дали название по озеру - Исилькуль.

В дипломной работе «Исто­рическая топонимика города Исилькуля и Исилькульского района», выполненной студен­ткой 5 курса исторического фа­культета Омского педуниверситета Г.В. Назаренко в 2000 году, дается объяснение названию озера: «Исилькуль в переводе с казахского - «гнилое озеро». Так называли его казахи, летом переносившие свои кочевья на густотравные пастбища. Почему они так его называли, неясно, ведь в то время озеро было чи­стым и зарастать стало лишь во второй половине XX века. В той же работе приводится другое толкование названия озера. Его дал Иоанн Голошубин, священ­ник из села Новоселье Тюка-линского уезда. В 1914 году он писал: «Исилькуль в переводе с киргизского означает «Капи­танское озеро». О самом Иоан­не Голошубине известно лишь то, что он был священником, впоследствии лишенным сана (попом-расстригой), выступав­шим в омских газетах с остры­ми сатирическими рассказами, беспощадно обличавшими «свя­тых отцов» всех рангов. Им так­же была составлена «Справоч­ная книга Омской епархии».

Не очень чёткая и недатированная фотография озера из былых времен нашлась в нашем архиве.
Не очень чёткая и недатированная фотография озера из былых времен нашлась в нашем архиве.

Выяснив происхождение названия озера, решили продол­жить исследование. Здесь нас ждало большое разочарование. На картах нашего города либо совсем не значилось озеро, либо было обозначено Городищенское озеро. За разъяснени­ями мы обращались в земель­ный комитет администрации МО, в муниципальный архив, в отдел архитектуры, но ни одна из этих структур не располагала инте­ресующими нас данными. В от­деле архитектуры мы получили ценный материал, но только об озере Городище. Приходилось слышать мнение: озеро Исиль­куль давно высохло, точно не­известно даже место, где оно находилось. Исчерпывающий ответ дал нам Г. Р. Гензель, ди­ректор районного историко-краеведческого музея. Он объяс­нил, что первыми жителями, поселившимися на берегу озе­ра Исилькуль, были переселен­цы из Городищенского уезда. Свое поселение они назвали Городище, а озеро стали назы­вать Городищенским. Так мы установили, что Исилькуль и Городище - одно и то же озе­ро.

В дипломной работе Г.В. Назаренко мы прочитали, что среди старожилов бытует леген­да, будто у озера есть опреде­ленный цикл, согласно которо­му в течение 12 лет вода в нем прибывает, а затем в течение 12 лет убывает. Научно это не до­казано. И о происхождении озе­ра нам ничего выяснить не уда­лось, так как нет никаких доку­ментов. Решили побеседовать с теми, кто прожил на берегах озера всю жизнь. Первыми со­беседниками стали супруги Се­лезневы. Алексей Ильич родил­ся в 1930 году. Вся его жизнь прошла у озера. И сейчас они с Еленой Николаевной живут в переулке Крупской, их дом - самый крайний у озера. А.И. Селезнев вспомнил, что в 30-е годы озеро полностью пересы­хало, поэтому его углубляли, выкопали три канавы, чтобы сте­кала вода из Исилькуля. Кана­вы содержали в образцовом порядке, каждый год чистили и углубляли по мере надобности. Наполняться оно стало после войны. В 1948 и в 1969 годах очень сильно разливалось, так что приходилось поднимать железнодорожную ветку. В 1953-54 гг. озеро пересыхало, его даже хотели распахать, но вес­ной оно наполнилось водой. В сухие годы в котловине озера вырыли два колодца, откуда брали воду.

Рыбы в озере было очень много: гольяны, караси, очень крупные. Гольяна ребятишки обычно ловили кусочком марли или тюля. Зимой мужчины про­бивали проруби, рыба плыла к воздуху, ее выбрасывали из про­руби лопатами, черпаками.

После образования маслосыркомбината в озеро стали сбрасывать отходы. В 60-х или начале 70-х годов был разрабо­тан проект создания на озере зоны отдыха. Здесь даже сде­лали лодочную станцию, но про­ект так и не осуществился. С середины 70-х годов озеро на­чало зарастать. Развелось мно­го птицы, видели даже лебедей.

Поделилась воспоминаниями и Галина Викторовна Койло (1947 года рождения), учитель начальных классов коррекционной школы: «Исилькульское озеро - маленькая частица моей Родины, моего детства. Мои родители постоянно дер­жали гусей, пасти которых при­ходилось нам, детям. На бере­гу озера, на развалинах мель­ницы (по воспоминаниям моей мамы А.А. Кругловой, 1918 года рождения, ее построил в 20-х годах кулак Бочков) строили себе домики. Вода была очень чистой и прозрачной. Купались мы все лето, до Ильина дня. Озеро было мелким с неболь­шим количеством водорослей у берегов. Чтобы искупаться, при­ходилось уходить далеко от бе­рега, там можно было плавать и нырять. В годы моего детства водопровода в Городище не было, поэтому воду из озера использовали для стирки, поли­ва огородов и даже для питья. Ближние жители стирали белье прямо в озере. Мама часто но­сила выстиранное белье полос­кать на озеро. Иногда оно пе­ресыхало, и мы, дети, ходили по его дну и собирали потерян­ные во время купания вещи: ленты, гребешки, иногда нахо­дили и монеты. Высыхало оно настолько, что с одного берега на другой ходили пешком. Мама вспоминает, что в 30-х годах озеро высохло, и городищенские жители остались без воды. На станции нечем было заправ­лять паровозы, поэтому было решено выкопать котлован в юго-восточной части озера и со­единить его каналом с двумя котлованами с резервной водой, водокачка находилась рядом. При необходимости воду по тру­бе из резервного котлована пускали в канал, а по нему она поступала во вновь вырытый котлован. Эту воду брали для питья скоту и на полив огоро­дов. Для себя воду брали из колодца, который был вырыт рядом с котлованом, но ближе к берегу. К нему была проло­жена высокая насыпь, по кото­рой удобно было подходить. Рыли канал вручную, землю на лошадях вывозили и сыпали в районе улицы Заводской. А зем­ля вырытого котлована образо­вала остров, который во время наполнения озера водой не затоплял­ся, был хорошо ви­ден. Мы часто под­плывали к нему на лодках, «обследова­ли», но, кроме камы­шей, ничего не на­ходили. Какие чуд­ные это были прогулки! Особенно очаровывало эхо, которое громко от­зывалось при ма­лейшем звуке, всплеске весел. Хо­рошо было на озе­ре и зимой. По его льду мы ходили в школу. Часто ложи­лись на лед и любо­вались подводным миром.

Озеро нас и кор­мило. Вначале водились песка­ри и гольяны, а позже появи­лись крупные караси. Гольянов было так много, что мы, ребя­тишки, ловили их руками, ког­да они заходили в канаву.

Хорошо помню разливы озе­ра. Однажды оно разлилось на­столько, что вода через желез­нодорожную насыпь по ул. 8 Марта подошла к домам. Люди от железной дороги к домам подплывали на лодках. Впос­ледствии эти дома (несколько первых от завода ЖБИ) были оставлены жителями из-за затоплений. В это время я училась в 7 классе Городищенской шко­лы. Помню, как путешествова­ла на лодке к подруге.

В 60-е годы наше местное правительство решило сделать озеро культурно-развлекатель­ным центром. Была сделана ло­дочная станция, где лодки сда­вались на прокат. Здесь исилькульцы могли отдохнуть, иску­паться, покататься на лодках. Нам это очень нравилось. Потом все куда-то исчезло, от станции ос­тались одни ступеньки.

Я всю жизнь любила озеро и гордилась им. Как больно сей­час смотреть на то, что с ним стало. Иной раз даже слезы на­ворачиваются от обиды за столь жестокое превращение краси­вого уголка природы в камышовые заросли».

Кое-где сохранились следы былого благоустройства.
Кое-где сохранились следы былого благоустройства.

Мы опросили многих исилькульцев, проживающих у озера. Почти все нам говорили, что озеро сильно засорил маслосыркомбинат, так как многие годы туда сбрасываются отходы. Водитель СЮН А.А. Стадник, рыбак и охотник, оказавший нам большую помощь в обследова­нии озера, заметил, что обыч­но озера так не пахнут. У Горо­дищенского озера неестествен­но затхлый запах. И все, с кем мы говорили, хотели бы, чтобы озеро очистили.

В каком экологическом со­стоянии находится озеро Исилькуль, давшее название нашему городу? Чтобы ответить на этот вопрос, мы и проводи­ли наше исследование. По сло­вам заведующей отделом архи­тектуры Г.П. Бирючинских, озе­ро находится на 120,4 м над уровнем моря. Это самое низ­кое место в черте города. Са­мая высокая точка в Исилькуле находится на улице Жукова -126,5 м, а с восточной стороны напротив озера - 127,6 м. От­сюда следует, что если правиль­но расположить водосточные канавы и содержать их в надле­жащем порядке, вода со всего города стекала бы в озеро.

Периметр озера - 3509,6 м, площадь – 922127,5 кв. м, диаметр - 1118 м. Все озеро за­росло камышом, рогозом и во­дорослями. Когда измеряли глубину, резиновую лодку прихо­дилось все время толкать. Глу­бина в самом глубоком месте составляет 1,5 м. Дно покрыто толстым слоем черного масля­нистого ила с неприятным за­пахом. Анализ воды, который провели по нашей просьбе в Центре Госсанэпиднадзора, по­казал, что вода пресная, но со­держит много вредных веществ. Как нам сообщила ведущий спе­циалист Департамента природ­ных ресурсов и охраны окружа­ющей среды Л.П. Гусева, в 2000 году проведена реконструкция очистных сооружений на АО «Вита», и теперь отходы произ­водства уходят далеко за пре­делы города и озера. Вода ки­шит водными организмами, по­этому на озере много водопла­вающей птицы, опять появилась рыба - караси.

За 110 лет существования станции Исилькуль только в 30-х годах озеро углубляли и выкопали канавы. А в остальные годы только пользовались тем, что давало нам наше удивитель­ное озеро. Не у каждого горо­да есть «свое озеро», будет очень обидно, если оно пропа­дет навсегда.

По материалам очерка Людмилы Войновой и Станислава Гефке "На берегах таинственного озера", опубликованного в газете "Знамя" 10 июня 2005 года.

Еще о Городищенском озере можно прочитать здесь

Уважаемые читатели, если в ваших семейных архивах есть фото Городищенского озера разных времен или у вас есть связанные с ним воспоминания, просим вас поделиться ими в комментариях или письмом на адрес проекта znamyag@yandex.ru

Озера
3391 интересуется