Найти тему

Пушкин. Наедине с роскошью Янтарной комнаты

Прогулки по России. Февраль 2021.

Ясным февральским днем, будучи на выставке в Шушарах, я решила проехать в город Пушкин, что совсем недалеко оттуда. Термин "дворец" уже несколько недель витает в общественном пространстве, меня тоже потянуло полюбоваться великолепием. Купив билет по интернету, я приехала к обозначенному времени и получила полный кайф от того, что не было толп китайцев, да и посетителей, в целом, можно было сосчитать по пальцам.

1. Большой Екатерининский Дворец в Царском селе- так назывался до революции этот объект. Его строительство началось при Петре I, когда к России присоединились бывшие шведские территории. Большой участок земли император подарил Марте Скавронской (в то время она была еще его сожительницей), которая в последствии стала женой и императрицей. Марта заказала зодчим построить летнюю резиденцию на 16 комнат. Следующая перестройка случилась при Елизавете Петровне.

-2

2. Первый дворец был открыт в 1724 году. Он сочетал в себе красоту и уют, однако, был довольно скромным. Назван в честь первой хозяйки- Екатерины I. Перестраивался дворец бесчисленное количество раз. При Елизавете Петровне, при Екатерине II, после революции. В 1943 году при освобождении Пушкина все увидели одни руины. Сразу после войны началось восстановление.

-3

3. Восстанавливался дворец по фотографиям и документам прошлых лет. Т.е. все, что мы видим сейчас- было и до разрушения. До Великой Отечественной войны во дворце насчитывалось 57 залов. На сегодняшний момент восстановлено больше половины – 32 зала. При Елизавете Петровне для расширения дворца был приглашен Бартоломео Растрелли. В стиле того времени, он украсил дворец позолотой, лепниной, фигурами атлантов. 100 кг червонного золота было истрачено на декор дворца.

-4

4. Следующая дама-императрица после Елизаветы, Екатерина II- ужаснулась от вложенных средств. На Дворец уходило немного-немало, чуть больше половины годового бюджета государства. Поэтому, она остановила золочение статуй в парке и на фасаде. Атлантики остались без золота.

-5

5. При Екатерине II была создана Парадная лестница, стены которой богато украшены лепниной, в круглых рамах на стене размещены барометры. Автором этого великолепия стал И.Монигетти. Именно он же создавал пьедестал в виде короны для нашего Петра I, который на набережной в Петрозаводске.

-6

6. Большой Парадный зал построен в стиле барокко, как любил Б. Растрелли. Все в позолоте, зеркалах. Здесь устраивались официальные приемы, балы, маскарады.

-7

7. Паркетный пол восстановлен заново, он тоже сгорел во время войны. Выполнен из мореного и светлого дуба.

-8

8. В между оконных пространствах расположены зеркала в декоративных позолоченных рамах. Большой зал от такого количества зеркал и окон становится очень светлым, в солнечную погоду от золота слепит глаза.

-9

9. Это помещение называется- антикамера- от итальянского слова: прихожая, передняя. Их во дворце несколько и находились они перед Большим залом, предназначались для ожидания приемов и выхода императрицы. Стены и потолок опять богато декорированы позолоченными резьбой, картушами и гирляндами.

-10

10. Очень хороши изразцовые печи, украшенные кобальтовой росписью в голландском стиле. Такие печи во дворце присутствуют во многих павильонах. После войны сохранилась только одна, остальные создавались заново, благо сохранились эскизы Б. Растрелли. Сначала такие печи прилегали вплотную к стене, потом оптимизировали и начали ставить таким образом, чтобы между стеной и печью был зазор- так больше тепла отдавалось. Кстати, термин для печи - "голландка"- пошел как раз отсюда.

-11

11. В Кавалерской столовой проходили приемы для небольшой группы людей. Во времена Елизаветы Петровны в этом помещении размещался караул кавалергардов и проходили приёмы кавалеров Российских орденов — Андреевского, Георгиевского, Владимирского и Александра Невского, что, собственно, и дало название комнате.

-12
-13

12. На столе Кавалерской столовой выставлен орденский сервиз времен Елизаветы Петровны, изготовленный на первом в России частном фарфоровом заводе Ф. Гарднера.

-14

13. Для семейных обедов предназначалась Белая столовая. Длинный овальный стол был накрыт белой скатертью и сервирован посудой, изготовленной на Мейсеновской мануфактуре при Елизавете. Интересны масленки-обманки в виде фруктового конуса. Царская семья очень смеялась, если кто-нибудь принимал фрукты за оригинал и пытался его отковырять.

-15

14. В портретном зале находится известное изображение Екатерины I в парадном платье с лентой Андрея Первозванного. Она же бывшая Марта Скавронская- маркитанка (это я деликатно ее назвала) при русской армии во времена Северной войны. В истории не так много примеров, когда женщина из самых низов попадает на царский трон. Боюсь, что я и не вспомню сейчас никого.

-16

15. В китайской гостиной с шелковыми обоями располагались апартаменты Александра I. Здесь же его портрет. Для Александра Павловича Большой Царскосельский дворец был поистине любимым домом; здесь он провел детство и юность, сопровождая свою великодержавную бабушку во время ее летнего пребывания; сюда вернулся после победоносных походов войны 1812 года. В Воскресенском соборе при Дворце его и отпевали, когда тело привезли из Таганрога.

-17

16. Во Дворце выставлены вещи и мебель царской семьи. Прекрасный столик из яшмы разных уральских месторождений.

-18

17. Триумф Урала- малахитовая ваза.

-19

18. Императорское бюро из карельской березы.

-20

19. Но вишенка на торте- это Янтарная комната, восстановленная в 2003 году. Самое главное, что в ней не было никого, кроме меня!! Бедные китайцы сидят у себя дома, в китайских скворечниках. В последние годы в Пушкин началось настоящее паломничество туристов из Поднебесной. У них по феншую надо обязательно побывать в янтарной комнате, чтобы была гармония тела и души. А еще одна фишка, появившаяся у тех же китайцев: надо зачать ребенка под северным сиянием. Поэтому, на Кольский полуостров они тоже летали толпами.

-21

20. Яркий солнечный вид янтаря у многих вызывает радость и восторг. И неудивительно. Ведь как известно из психологии, оранжевый цвет - это символ оптимизма.

Но у этого завораживающего произведения искусства была трудная судьба. В начале 18 века ее создали немецкие мастера, в 1717 году ящики с янтарными панелями привезли в Россию в дар Петру I. И хотя император с радостью принял этот презент, руки у него не дошли до монтажа. И только при Елизавете Петровне в 1770 году Растрелли собрал этот шедевр, дополнив его некоторыми деталями. Бартоломео Растрелли дополнил первоначальный замысел мастера, увеличив площадь уникальной композиции за счет зеркальных вертикальных панно.

-22

-23

21. Янтарную комнату достаточно легко транспортировать, т.к. она состоит из отдельных панно-мозаик. На золотистую фольгу наклеены янтарные пластинки толщиной 4-5 мм. При этом они идеально подогнаны друг к другу. Рамы и картуши были выпилены из монолитных самородков.

-24
-25

22. Стены янтарной комнаты по замыслу Растрелли украшены специально заказанными во Флоренции драгоценными мозаиками из нефрита, оникса , лазурита и других камней, изображавшими аллегории на пять человеческих чувств. Данная картина называется "Обоняние и осязание"- ее вернули из Германии в 1997 году- наследники одного из похитителей добровольно передали мозаику в музей.

-26

23. Крупные детали создавались из самородков, найденных на Калининградском месторождении. Возглавлял группу авторов по воссозданию шедевра заслуженный художник России Александр Крылов- таких специалистов по янтарю, как он, в стране единицы. На всю работу ушло 24 года и 6 тонн янтаря.

-27
-28

24. На этой янтарной картине слегка просматривается надпись:"Аno" и 1770 год. Что означает дату. С такой точностью восстановили весь янтарный кабинет благодаря слайдам и негативам, увезенным в эвакуацию.

-29

25. По нижнему фризу расположены мозаики с изображением прусского герба и монограммой Фридриха Вильгельма I, сделавшего такой царский подарок. По иронии судьбы, во время ВОВ фрагменты янтарной комнаты опять попали в Германию, в Восточную Пруссию- Кенигсберг. Они там даже экспонировались в замке, но к концу войны их демонтировали и то ли вывезли, то ли припрятали. Поиски ведутся по сей день.

Невероятный прилив позитивных чувств испытываешь в самом масштабном в истории янтарном "проекте" . Рекомендую к посещению, пока не хлынули толпы туристов извне.

Если любите янтарь и историю России, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, будет интересно: https://zen.yandex.ru/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8

Читайте также:

Петербург. Счастье и слезы пяти поколений Шереметевых. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/61fd4deda80ff0067d58bdf2

Петербург. Какие тайны и легенды хранит Юсуповский Дворец. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/6210e09255365a370ac8c1c5

Петербург. Как попасть на бал к Юсуповым. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/6214ca8738e7b1267a1ccbf2

Большой Петергофский дворец новодел или достояние истории? https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/623aee07d4d888134a181236

Карелия. Уникальная набережная Петрозаводска. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/630658392b151a637e7abd46

Карелия. Петрозаводская набережная- продолжение. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/630e441898463721624c9f17