Найти тему
История и искусство / Artifex

Любовь: застывшее на холсте чувство

Любовь томила сердца и затуманивала разум людей во все времена. Под её чары попадали стар и млад, богач и бедняк. Любовь вкладывала кисти и краски в руки художникам, перья и чернила – поэтам, ноты в мысли музыкантов, ведь как писал О.Э. Мандельштам: «И море, и Гомер – всё движется любовью». Потому не удивительно, что в искусстве сюжет любви является едва ли не самым распространённым.

В мировой живописи существует несчётное количество картин, авторы которых обращались к теме любви. Например, полотна М.З. Шагала известны своими яркими красками и людьми, изображёнными в полёте. Сам художник в своей книге «Моя жизнь» писал следующее: «В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству – цвет любви». Картина «День рождения» – яркий пример изображения любви Шагалом. Муза и жена художника предстаёт перед зрителем в чёрном платье, с букетом цветов в руке. Сам Шагал – парящий рядом с ней, стремящийся к поцелую. Будто пойманный момент абсолютного счастья от живущего внутри чувства, готового в любой момент выйти из берегов и выплеснуться наружу. Быт во всех его проявлениях: будь то неубранный со стола кухонный нож или висящий на стене ковёр, – уходят на второй план, капитулируют искусству любви. Да и парящие в пространстве люди кажутся органичными. Ощущение, будто это не созданная автором отдельная вселенная, а точно переданное чувство окрылённости, столь знакомое любому, кто познал любовь.

Говорят, влюблённый человек готов кричать о своих чувствах на весь мир. Не будем спорить, а лишь удивимся, как на картине «Влюблённые» Ренуара любовь вовсе не кричит. Напротив, она как бы перешла на шёпот и стала тайной троих: влюблённых и человека по ту сторону холста, к которому и обращён взгляд девушки. Сюжет любви в картине раскрывается так тонко и нежно, что складывается ощущение, будто ты, зритель, подглядываешь за счастьем молодых. Примятая высокая трава, редкие цветы, бледно-голубое платье и неотрывный взгляд влюблённого – и всё это в мягком свете лучей, пробивающихся сквозь густую кущу, скрывающую пару и создающую отдельный маленький мир. Мир под названием любовь. На полотне Ренуара нет ничего броского, вызывающего. Цвет, свет, взгляд девушки, каждая деталь передаёт нежность волнений любви.

-2

Едва ли можно ошибиться, если сказать, что картина «Поцелуй» Густава Климта является одной из известнейших картин в истории мировой живописи. Увидеть её можно не только в галерее, но и на одежде, и на аксессуарах. Яркие цвета приковывают к себе внимание зрителя. На самом краю цветочной поляны изображена влюблённая пара, сплетённая в вечном поцелуе. Голые ноги и цветы в волосах – то, из-за чего позже эта картина полюбилась хиппи. Застывшая на краю влюблённая пара будто бы уносится в неизвестную пустоту, мерцающую позади. Страстная любовь предстаёт перед зрителем в качестве яркого путешествия, усыпанного цветами и заключающегося в полном единении влюблённых: как душой, так и телом. И абсолютная искренность точно так же, как и неприкрытое, всепоглощающее чувство, подкупает своей честностью. Зрителю остаётся лишь созерцать навсегда застывшую страсть, одетую в позолоту, которую использовал Климт в своей картине.

-3

Ещё одна небезызвестная картина, запечатлевшая поцелуй, написана Рене Магритт и носит название «Влюблённые». Головы двух влюблённых покрыты тканью, но сам Магритт так и не дал объяснение, какой смысл за этим скрывается. Значит ли это, что любовь слепа, или художник лишь изобразил свидание вслепую, – нам остаётся лишь строить всё новые и новые догадки.

-4

Любовь может ворваться или неспешно войти в жизнь человека в совершенно разных обличиях: тонкой и нежной, окрыляющей и вдохновляющей, страстной и безграничной. И точно так же абсолютно разные проявления любви можно видеть на полотнах художников.

Автор: Анастасия Емельянова