Найти тему
Олег Еверзов

Незнакомый Тихвин: веерное депо и водонапорная башня в виде замка

Я думаю, что практически всё туристы, которые посещают город Тихвин, едут туда, прежде всего, чтобы посетить Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. Православную святыню российского масштаба! Но мне интересны не только общеизвестные объекты.

Именно поэтому я решил прогуляться рядом с железнодорожной станцией Тихвин, о которой расскажу отдельно в другой заметке.

Во время следования вдоль железнодорожного полотна, моё внимание привлекло полукруглое строение, расположенное за забором. Сразу скажу, оно у меня не было отмечено так как на туристических картах ничего такого, естественно, упомянуто быть не может. Для меня это строение стало находкой!

Грех было не предположить, что это весьма интересное здание, которое надо изучить! Поэтому я быстро направил свои стопы в его сторону..

-2

И не ошибся. При ближайшем рассмотрении я увидел, что у краснокирпичного домика имеются многочисленные полукруглые проёмы, откуда стремительно выходят рельсы.

-3

Типовое полукруглое веерное депо особенно симпатично сбоку. Отсюда хорошо просматриваются его формы.

-4

В настоящее время, судя по глухому забору, депо уже не используется по прямому назначению. Сейчас здесь размещается компрессорная станция. Так пишут в интернете.

-5

Давайте с вами обойдём здание вокруг и посмотрим по каким его формам можно понять, что оно старое. Во-первых, по многочисленным деталям в краснокирпичной кладке - исполнено весьма выразительно, а во-вторых по изящным контрфорсам.

-6

Всё нам говорит о том, что здание было построено в начале 20-го века. Сейчас объекты утилитарного характера так красиво уже не строят. А в то время - это была норма!

-7

Задний фасад находится в печальном состоянии. Изнутри всё обвалилось. Да и снаружи эта часть здания выглядит не лучшим образом.

-8

Слева от него я обнаружил типовые советски ограждения, которые устанавливали на платформах. И они тоже красивее всех тех, что делает РЖД сейчас. В современное время о красоте мало кто заботится.

-9

Заглянем за угол. Там строение имеет не совсем "веерный" вид, но сюда мы пришли не за видом.

-10

А вот зачем. С этой стороны на фасаде указана дата постройки веерного депо - 1904 год. Мы с вами угадали исторический период!

-11

Интересный факт: 5 мая 1901 года Николай II утвердил направление железнодорожной линии Санкт-Петербург – Вятка через Тихвин и Вологду.

За 1904-1905 годы возвели деревянные бараки для проживания железнодорожников, бетонированные погреба – холодильники, амбулаторию, склады, пакгауз, стрелочные будки, водонапорную башню, мастерские, паровозное депо на восемь локомотивов, колонки, и даже такие мелочи как помойные ямы. Именно поэтому на кирпичном фасаде депо мы можем видеть выпуклые цифры «1904».

-12

В Тихвин, начиная со 2 июня, 1904 года, ежедневно приходили и уходили рабочие поезда, оглашающие по ранним утрам и вечерам воздух пронзительным, непривычные по здешним местам рёвом паровиков и шумов двигающихся колёс. Рельсовый путь к тому времени был проложен уже далеко за Тихвин.

-13

Официальная сдача в эксплуатацию железной дороги состоялось 1 января 1906 года. К этому времени уже была закончена постройка вокзала и всех хозяйственных построек.

Но самым радостным событием, связанным с новой дорогой, была встреча первого поезда. 2-го июня 1904 года вдоль всего полотно тихвинской железной дороги задолго до объявления срока стали прогуливаться нарядно одетые тихвинцы.

Первый поезд состоял из локомотива с тендером, багажного вагона и 10 открытых платформ, нагруженных рельсами, болтами, скобами, гайками, и прочим. Он двигался медленно, вслед за партией рабочих, укладывающих рельсы. Движение пассажирских поездов началось в день полной сдачи 1 января 1906 года.

Посетив г. Тихвин, рядом с веерным депо вы сможете увидеть потрясающую водонапорную башню, о которой я говорил выше.

-14

Я бы даже сказал не башня, а целый миниатюрный замок! Посмотрите на великолепную кирпичную кладку.

-15

Ну и третьим "братом из ларца" является ещё один железнодорожный объект, расположенный в 5-ти метрах от водонапорной башни. Он также обладает архитектурной ценностью!

-16

С разных сторон.

-17

Такой выдалась небольшая прогулка вдоль железной дороги в г. Тихвин! Надеюсь, что вы открыли для себя населённый пункт немного с иной стороны. Дальше я планирую написать ещё несколько заметок, посвящённых этом городу. И в них тоже будет кое-что редкое и малоизвестное.

Так что подписывайтесь на канал! И не забывайте ставить лайки, а также писать комментарии!

Ах да, чуть не забыл.

Координаты веерного депо: 59.637777, 33.497828 (дойдя до него вы не пройдёте мимо и башню (Социалистическая улица, д. 1А) с другим зданием)

На этом на сегодня всё!