Найти тему

Аркадий Пластов «Купание коней». ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Татьяна Пластова

Номер журнала: №4 2018 (61)

Картина «Купание коней» - одна из наиболее значительных работ Аркадия Пластова 1930-х годов. Написанная к выставке «ХХ лет РККА[1]» и будучи фактически заказной, она тем не менее может считаться самой свободной и искренней картиной своего времени. Как и «Праздник урожая», эта работа явилась результатом практически молниеносного становления Аркадия Пластова как мастера живописной картины. И именно поэтому история ее создания, попытка постижения ее живописных смыслов представляются чрезвычайно важными для понимания формирования и эволюции живописного языка художника во второй половине 1930-х годов.

Работа над темой «Купание коней» включает в себя два важных момента: импрессионистические подходы к изображению натуры, трактовки сюжета как мотива (не случайно именно об этой работе Пластов скажет: «Мотив обнаженного тела, воды, солнца, коней - мечта моей жизни») и шедшую параллельно работу над античными и неоклассическими эскизами, постижение художником пластических и экзистенциальных сущностей мирового искусства.

Купание коней. 1938 
Холст, масло. 200 × 300. ГРМ
Купание коней. 1938 Холст, масло. 200 × 300. ГРМ

Фактически существуют две самостоятельные картины с этим названием. Одна - «Купание коней» (1938, ГРМ), полная античных реминисценций, с глубокой зеленоватой, явно морской водой, с общим тоном драгоценных, сумеречно-серебристых и охристых металлов, с «автопортретом» в полный рост и портретно узнаваемым, одним из любимейших пластовских героев - белозубым молодым Петром Тоньшиным - экспонировалась на выставке «ХХ лет РККА». Другая - традиционно обозначается в каталогах как «Эскиз картины “Купание коней"» (1937, 66,5 х 99,5, собрание семьи художника) - на самом деле самостоятельная работа, построенная на пленэрных эффектах, вариативности ракурсов фигур, с ясно читаемой «цитатой» скульптурной группы П. Клодта, установленной на Аничковом мосту в Петербурге.

Купание коней. 1938 
ГРМ. Фрагмент
Купание коней. 1938 ГРМ. Фрагмент
Купание коней. 1938 
ГРМ. Фрагмент
Купание коней. 1938 ГРМ. Фрагмент

По цветовому строю, композиции, живописным задачам, соотнесенности с реальностью, по изображаемому миру, наконец, семантике это две разные картины, два подхода автора к теме. За каждым вариантом стоят своя история создания, своя парадигма образов, свои живописные и семантические смыслы. Подготовительный материал по теме «Купание коней» также распадается на две большие группы: натурные, «импрессионистические» этюды, сделанные в Прислонихе, а также во время командировки в одну из частей кавказской дивизии РККА (Армавир), и композиции, соотносящиеся с опытами мастера в неоклассической стилистике.

Тема «Купания коней» впервые возникает в творчестве Пластова в юные годы: самая ранняя акварельная композиция относится к 1913 году. О работе «Купание лошадей на пруду» упоминает и первый учитель Пластова Д.И. Архангельский в статье конца 1920-х годов.

В 1920-1930-е годы Пластов много рисовал и писал лошадей, прекрасно знал строение лошади, ее движения, особенности аллюров. Именно поэтому так легко и быстро складывается композиция картины. «Купание коней», безусловно, стоит в ряду этой пластовской темы, начавшейся с композиции «Праздник Фрола и Лавра» (19151920), продолженной в картинах «Купание коней» (1938), «Ночное» (1940), «Праздник» (1954-1967), цикле иллюстраций к повести Л.Н. Толстого «Холстомер» (1952-1953).

День Флора и Лавра. 1915–1920 
Бумага, акварель, белила. 19,5 × 47,5
День Флора и Лавра. 1915–1920 Бумага, акварель, белила. 19,5 × 47,5

Разумеется, «Купание коней» как живописная тема не могла осознаваться автором вне определенного контекста русского искусства, вне ассоциаций с работами К. Петрова-Водкина «Купание красного коня» (1912), «Купание красной конницы» (1928) П. Кончаловского, написанной к выставке 10-летия РККА и представленной на персональной выставке художника в 1932 году, которую видел Пластов. «В 20-е годы Кончаловский на самом деле создал ряд крупных композиций с фигурами, которые номинально вписывались в параметры “выставочной картины" (“Возвращение с ярмарки", “Ковка буйвола" <...> вплоть до “Купания красной конницы" <...>) Но ведь все эти вещи вне социальной коллизийности своего времени. В подобном качестве они едва ли вписываются в традицию русской реалистической картины <...> да и трудно соотносимы с амбициями картины советской “тематической"»[2], - писал А.И. Морозов. Неоклассический «подтекст» работы Кончаловского был, несомненно, близок Пластову. Возможно, пример Кончаловского - взять «официальную» тему и освободить ее от социальных контекстов, сделав вечной, - также сыграл свою роль. Если так, то Пластов преуспел в этом еще более Кончаловского: даже в названии его картины «Купание коней» отсутствуют социальные и политические обертоны.

тюд к картине «Купание коней». Купающие лошадей №15. 1937–1938 
Холст, масло. 26,3 × 38,5
тюд к картине «Купание коней». Купающие лошадей №15. 1937–1938 Холст, масло. 26,3 × 38,5

Другой важной контекстной основой работы Пластова явилась картина В. Серова «Купание лошади» (1905). Любовь к творчеству Серова (художник называет его в числе своих учителей) и очевидные колористические параллели пластовской картины (в варианте из собрания ГРМ) с «Купанием лошади» позволяют говорить об этом.

Знаменательно, что в 1935 году в Москве, в Третьяковской галерее, открылась выставка В.А. Серова, которую художник видел и о которой отзывался в письмах: «Здесь открылась выставка Серова. Я был уже несколько раз на ней. Масса невиданных еще мной вещей или тех, что видел в 1912 году. Черпаю из нее полными горстями и крепну, крепну»[3].

«Познакомившись с тематикой художественной выставки, - писал Пластов в автобиографии, - я приуныл. Все было или не по моим силам, или такого порядка, что и без меня бы нашлись мастера сделать это преотлично. Я решил предложить свою тему <...> - “Купание коней"»[4].

Художник начинает работу зимой 1936 года. 13 февраля он пишет жене в Прислониху: «Тему утвердили за мной ту, что предложил я - “Купание коней красными кавалеристами"»[5]. В письме от 2 марта 1936 года, где говорится о работе над эскизом к «Празднику», художник напишет: «Второй эскиз (для “Красной Армии") сделал сепией. Вот тема исключительная. При мысли, что может быть, Бог даст, буду ее писать, становлюсь как в лихорадке. Этот мотив обнаженного тела, воды, солнца, коней - мечта моей жизни. Если придется писать, то в натуральный рост, мазать кистью придется местами как метлой, если удастся поработать над этюдами летом, то можно сделать вещь, на которой создашь себе имя. Когда на один только коричневатый эскиз смотришь, чего только не нафантазируешь»[6].

Этюд к картине «Купание коней». Купающие лошадей №8. 1937–1938 
Холст, масло. 35 × 49,5
Этюд к картине «Купание коней». Купающие лошадей №8. 1937–1938 Холст, масло. 35 × 49,5

Читать далее