После того как в мае 1941 года британцам удалось потопить немецкий тяжелый линкор «Бисмарк» для них «идеей-фикс» стало уничтожение его собрата «Тирпица». Черчилль считал это важнейшей стратегической целью на данном этапе второй мировой войны. Ну если не уничтожить, то хотя бы заблокировать. Для этого необходимо было разгромить сухой док Луи Жубер Лок (Нормандский док) во французском порту Сен-Назер. Только этот док мог принять на ремонт самый мощный в мире линкор «Тирпиц». Проведение операции «Колесница» было поручено британским коммандос и Королевскому флоту.
Цель
Сен-Назер и Нормандский док находились в устье реки Луары, примерно в 10 км от ее устья. Весной 1942 года река была почти в полтора км шириной и довольно мелкой, за исключением того места, где один канал для больших судов был вырыт близко к северному берегу устья. Позади сухого дока лежали доки-бассейны Сен-Назер и Пенуэт – большие искусственные якорные стоянки, используемые небольшими немецкими кораблями и подводными лодками. Общий вход доки закрывался чудовищными воротами толщиной в 11 м.
Рядом находились другие портовые сооружения – гигантские лебедки, насосные станции шлюзы и мосты, причалы, подземные топливные хранилища. Весь комплекс, оснащенные прожекторами, защищали около 100 орудий различных размеров, прикрывали тральщики и суда береговой охраны. В гарнизоне было более 5 тысяч солдат и моряков.
Морская группировка
Для операции «Колесница» выделили скромные силы. 16 небронированных моторных катеров (MLS). Большая часть из них была вооружена 20-мм пушками «Эрликон», некоторые 3-фунтовыми «Викерсами», все имели по 2 пулемета Льюиса и дополнительный топливный бак. При слабой защищенности эти катера имели серьезные преимущества – высокую скорость в 18 узлов и возможность действовать на мелководье.
Артиллерийский катер (канонерка) MGB-134 (2-фунтовая зенитная пушка "Виккерс", пара спаренных пулеметов 50-го калибра и полуавтоматическая 2-фунтовая пушка) был выбран в качестве штабной лодки. У этой канонерки имелся радар и эхолот.
Моторный торпедный катер MTB-74 с торпедными аппаратами на мог перекидывать свои торпеды через противоторпедную сеть. Его торпеды имели взрыватели замедленного действия. Он должен был торпедировать ворота внешнего шлюза.
Но ни один из катеров не мог нанести главный нокаутирующий удар, который навсегда вывел бы Нормандский док из строя. Второго шанса не будет. Десантники высадятся, чтобы уничтожить огромные раздвижные ворота, гигантские лебедки и насосную станцию, но даже это не может навсегда вывести док из войны. Требовалось что-то большее, и этим "чем-то " оказался устаревший эсминец «Кэмпбелтаун» (бывший американский «Бюкенен»).
В рамках подготовки к рейду «Кэмпбелтаун» значительно облегчили, чтобы он преодолел мелководье Луары. Все торпедные аппараты и оборудование для глубинных бомб, большая часть матч и все палубные орудия кроме одного 12-фунтового были сняты. Корабельные мастера добавили тонкую броню вокруг мостика. Они также установили четыре полосы обшивки высотой примерно в полметра высотой от мостика до кормы, чтобы дать небольшое прикрытие десантным группам коммандос. Корабль получил восемь скорострельных «Эрликонов». Силуэт «Кэмпбелтаун» сделали похожим на немецкие корабли типа «Меве» – что-то среднее между небольшим эсминцем и большим катером.
Для выполнения главной задачи эсминец получил на борт 24 глубинных бомбы, упакованных в стальной резервуар под палубным орудием. Этот огромный заряд – более четырех тонн взрывчатки, взрыватели с восьмичасовой задержкой. Взрыватели будут активированы по пути вверх по Луаре. Если все пойдет по плану, «Кэмпбелтаун» протаранит огромные ворота сухого дока и остановится глубоко в самом доке. Взрыв последует после ухода или гибели групп коммандос. Заряд взрывчатки находился достаточно далеко в задней части корпуса, чтобы его не потревожило неизбежное смятие носа, но достаточно далеко вперед, чтобы оказаться в зоне поражения с тыла.
Коммандос
Задача коммандос состояла в том, чтобы, высадившись на берег, перебить всех немцев в зоне видимости и нанести как можно больше разрушений. В общей сложности коммандос нацелились на уничтожение четырех мостов, шести электростанций, восьми шлюзов и 13 орудий.
Десант состоит 256 офицеров и солдат, набранных из шести различных отрядов коммандос. У некоторых рейдеров был только пистолет и огромный рюкзак с пластиковой взрывчаткой – до 40 кг. Задача других групп из пяти человек, вооруженные пистолетами-пулеметами Томпсона и пулеметами Брен, состояла в прикрытии взрывников. Другие боевые группы – два офицера и 12 коммандос в каждой – должны были штурмовать огневые позиции противника, создать периметр вокруг дока и блокировать немецкие подкрепления. Имелся крошечный резерв из 12 человек плюс небольшой медицинский отряд.
Британский коммандос. Источник: https://bazaistoria.ru/blog/43924441674/Zatochennyie-kosyi-kolesnitsyi.-Operatsiya-%C2%ABCHariet%C2%BB-%E2%80%93-reyd-brit
Руководить рейдом был назначен командир Коммандо № 2 подполковник А. К. Ньюман (ветеран успешных рейдов в Норвегию). Морским контингентом командовал «морской волк», потопивший двух «немцев», коммандер Р. Э. Д. Райдер
Все коммандос были добровольцами военного времени. Профессиональных военных среди них было немного, но все они прошли неплохую подготовку, учились убивать людей голыми руками и холодным оружием. В рейд они пошли также добровольцами, все были предупреждены о «самоубийственном характере операции», но никто не отказался.
Несколько недель рейдерская группировка готовилась в сухом доке Короля Георга V в Саутгемптоне. Штурмовые группы снова и снова отрабатывали свои задачи, изучали модель Сен-Назера, созданную по данным фоторазведки. Требовалось заложить взрывчатку в ходе боя за 10 минут или меньше.
Для дезинформации вражеской разведки распространялись слухи о том, что это "10-я ударная противолодочная группа" для поиска подводных лодок далеко на западных подходах к Британским островам. Затем было объявлено, что эти силы направятся куда-то к востоку от Суэцкого канала.
Сен-Назер
К середине марта 1942 года все было готово настолько, насколько это было возможно. Последние аэрофотоснимки показали четыре новых орудия береговой обороны вблизи района цели. Эти новые орудия были лишь частью чрезвычайно мощного вооружения 280-го морского артиллерийского батальона, который прикрывал устье реки 28 пушками калибра от 70-мм до 170-мм. Была даже батарея 240-мм железнодорожных орудий примерно в девяти милях вниз по побережью в Ла-Боле.
Три батальона флотских зенитных орудий также располагались в Сен-Назере или вблизи него. Эти подразделения имели 43 20-мм и 40-мм орудия и несколько 37-мм орудий, многие из которых были размещены в зенитных башнях или на крышах бункеров или зданий. Плюс орудия кораблей, пришвартованных у причала.
В доках Сен-Назер и Пенуэт были пришвартованы два танкера, 10 тральщиков, четыре торпедных катера и девять подводных лодок и замаскированный под гражданский корабль – «прорыватель блокады».
Прорыв
Рейдерская группа покинула Фалмут поздно вечером 26 марта 1942 года. Ее вели эсминцы "Атерстоун" и "Тиндейл". Группа была замечена немецкой подлодкой U-593. Ее отогнали огнем. Британцам повезло. Командир U-593 принял их за группу минирования, а также сообщил в свой штаб, что британцы идут на запад, а не на восток.
К 22.00 той же ночью подводная лодка королевского флота "Стерджен" вывела группу на начальную точку для последнего этапа в устье Луары. «Атерстон» и «Тиндейл» отвернули в сторону, флотилия «малышей» пошла к цели. Королевские ВВС провели над Сен-Назером диверсионный рейд, отвлекая противника.
В 23.00 на борту «Кэмпбелтауна» эксперт по взрывчатке лейтенант Найджел Тиббетс установил взрыватели. Заряд должен был взорваться между 05.00 и 09.00 следующим утром. Британские колонны спокойно вошли в устье Луары, сохраняя скорость до 10 узлов.
Теперь весь рейд зависел от одного человека – штурмана канонерки лейтенанта Королевского флота А. Р. Грина. Он должен был идти впереди, прокладывая маршрут эсминцу между отмелями. Дважды «Кэмпбелтаун» царапал дно, снижая скорость вдвое, но продолжал идти. Навигация Грина была превосходной.
К 01:15 флотилия была замечена, и немцы дали сигнал: "Achtung: Landegefahr!"(«Внимание: посадка опасна!»). Однако только в 01:22 немецкая береговая оборона отреагировала. Вспыхнули прожекторы. Британский сигнальщик в немецкой форме подал сигнал, извлеченный из захваченной книги. Это задержало немецкие батареи еще на несколько минут. Британцы просили немедленной швартовки для поврежденных для кораблей. Когда немцы, наконец, открыли огонь, британцы подали международный сигнал для кораблей, находящихся под дружественным огнем.
Как только немецкие орудия начали стрелять всерьез, британцы сорвали немецкие флаги и открыли ответный огонь из всех орудий и пулеметов. Им удалось выбить опаснейшую 88-мм пушку «прорывателя блокады», сбить несколько прожекторов. Немецкий огонь с берега начал ослабевать. Капитан «Кэмпбелтауна» лейтенант Р. Х. Битти приказал дать самый полный вперед, целясь в огромные ворота.
«Эрликоны» эсминца крушили немецкую оборону, но и те просто «рвали» корабль. Рулевой и квартирмейстер были убиты на мостике. Взрывник Тиббетс встал у руля.
На скорости 19 узлов старый эсминец прорвал тросы противоторпедной сети, врезался в ворота и застрял глубоко в большом доке. Ее стальной нос искривился и прогнулся, его корма почти погрузилась в воду.
Бой продолжается
С «Кэмпбелтауна» начали высаживаться коммандос, их осталось чуть более сотни. Передний орудийный расчет эсминца и минометные расчеты коммандос, все были перебиты, но оставшиеся «Эрликоны» продолжали вести точный огонь.
По ним и по коммандос работали орудия береговой обороны, подлодок и катеров. Те отвечали довольно успешно минометными и пулеметным огнем. Штурмовые группы коммандос под шквальным взрывали насосные станции, боксы гигантских лебедок, орудия и зенитки, минировали шлюзы, крушили все что могли.
На реке незащищенные деревянные моторные катера гибли под шквалом немецкого огня. Некоторые затонули, другие горели. Один из катеров загорелся и взорвался, 15 из 17 коммандос и большая часть экипажа погибли. Еще один катер остановился, чтобы выловить выживших и был разорван немецкими снарядами. Горящие топливо разлилось по поверхности реки, когда коммандос и моряки изо всех сил пытались доплыть до берега в ледяной воде, буксируя своих раненых товарищей.
Еще один MLS снял выживших на «Кэмпбелтауне» и попытался уйти вниз по реке, петляя и создавая дым, но там было слишком много немецких береговых батарей. Получив несколько попаданий, катер беспомощно дрейфовал вниз по Луаре, горящий маяк в темноте, его капитан мертв. Всего на реке в ночи горели пять моторных катеров. За исключением Битти и еще одного человека, все офицеры «Кэмпбелтауна» погибли.
Штабная канонерка MGB-143 коммандера Райдера была полна убитых и раненых, а. Из орудия на передней палубе матрос Уильям Сэвидж вел убийственно точный огонь по немецким батареям. Щиток его орудия разнес снаряд, но продолжал стрелять.
Путь домой
Чтобы спасти раненых, Райдер неохотно отдал приказ отступить, и канонерка повернула вниз по реке к морю. Последний немецкий залп убил матроса Сэвиджа. Некоторые из уцелевших катеров повернули примерно в одно и то же время.
Лейтенант Мики Винн повернул торпедный МТВ-74 к своей цели – воротам шлюза, ведущим в док-бассейн Сен-Назер. Торпеды попали в цель, катер рванул на скорости в 40 узлов прочь из огненного ада. Но Винн наткнулся на двух выживших британцев, цепляющихся за поплавок. Он аккуратно поставил свою маленькую лодку рядом с поплавком, но прежде, чем спасенные смогли подняться на борт, немецкий огонь разорвал MTB-74 на части. Потерявшего глаз Винна и еще двух матросов спасли немцы. Все остальные на борту погибли.
На берегу выжившие коммандос начали собираться вокруг полковника Ньюмана. Их было около 70 человек, более половины из которых были ранены. Ньюмен сообщил им плохие новости – все катера либо затонули, либо ушли. Он велел коммандос разбиться на небольшие группы, не сдаваться, пока у них еще есть боеприпасы, и попытаться добраться до испанской границы.
Перепрыгивая через садовые заборы и пробираясь по переулкам, коммандос стали прорываться. Дошло до рукопашной. Но они были уже окружены.
Тем временем в море «Тиндейл» и «Атерстон» отбились от четырех немецких эсминцев. «Атерстон» собрал выживших с трех британских моторных катеров. «Тиндейл» собрал раненых с трех других катеров и канонерской лодки и перевел некоторых из них в «Атерстон». Два эсминца на максимальной скорости направились в Фалмут, прикрываемые самолетами берегового командования Королевских ВВС. Когда Юнкерс Ju-88 попытался атаковать истребитель Bristol Beaufighter атаковал и протаранил немецкий самолет. Пилоты обоих самолетов погибли.
Вскоре после этого на сцене появились эсминцы "Броклсби" и "Кливленд", что значительно увеличило огневую мощь маленького флота. «Броклсби» сбил еще один немецкий бомбардировщик, а Бофайтер уничтожил преследующий немецкий разведывательный самолет, ослепив большую ударную группу люфтваффе, которая собиралась атаковать отступающих англичан. Чтобы набрать большую скорость, рейдеры теперь потопили МGB и два катера.
Три других моторных катера добрались домой самостоятельно, по пути повредив один немецкий самолет и сбив другой. МLS-14 столкнулся с немецким более крупным и хорошо вооруженным торпедным катером "Ягуаром". Маленький МLS-14 сражался в течение целого часа, но в итоге его капитан сдался.
Это не конец истории
В Сен-Назере бой закончился, британских пленных увели. Но история не закончилась. В Нормандском доке около 40 немецких офицеров, некоторые с французскими любовницами, отважились подняться на борт «Кэмпбелтауна» и осмотреть потрепанный корабль. Еще около 400 любопытных немцев столпились по краям дока. Они все еще были там поздним утром, болтая и фотографируя, когда огромный заряд старого эсминца взорвался, разбросав всю эту компанию по причалу.
Взрыв полностью сбил ворота с рельсов, снес нос «Кэмпбелтауна» и завалил док до конца войны.
На следующий день две торпеды замедленного действия MTB-74 взорвались в доке-бассейне Сен-Назер, вызвав панику. Некоторые немецкие войска начали стрелять без разбора по группам французских докеров, даже по их собственному персоналу из Организации Тодта.
Док не будет введен в эксплуатацию до 1950-х годов. Линкор "Тирпиц" остался без дома. Он оставался в Норвегии, пока его не нашли британские подлодки в 1944 году, затем его «обработала» британская авиация.
Операция "Колесница" стоила Британии 169 убитых и около 200 взятых в плен, большинство из них были ранены. Пять коммандос прошли через Испанию и вернулись в Англию. Еще четверо были заключены в тюрьму, но сбежали.
Также по теме:
Гауптштурмфюрер СС-авантюрист и пьяный немецкий турист. Падение Белграда в апреле 1941 года
Убить «Лиса пустыни»! Рейд британских коммандос против Роммеля
Война британского спецназа в Омане
«Министерство неджентльменской войны» – Гай Ричи намерен создать военный блокбастер
Пойнт-Джудит — последний бой последней подлодки немецких Кригсмарине