Как дошкольные учреждения влияют на будущее ребенка? Помогают ли ему в учебе? В какой степени развивают социальные навыки? Эти вопросы стоят миллиарды, ведь детские сады существуют на средства бюджета. Их сейчас решают в Америке, где новый президент хочет внедрить общенациональную программу дошкольного образования для детей 3 и 4 лет. Это огромные затраты. А что государство получит в итоге?
Учёные-психологи из MIT (Массачусетского технологического института) проанализировали данные детей, которые посещали дошкольные учреждения с 1997 по 2003 год в Бостоне. Результаты впечатляют.
1. Те дети, которым был предоставлен бесплатный доступ к дошкольным учреждениям, с большей вероятностью посещали и заканчивали колледж по сравнению с детьми, которым отказано в доступе к субсидии дошкольного образования.
2. А вот на результаты тестов и успеваемость в целом дошкольное образование не повлияло. Развивающие занятия с педагогами в детстве создают более зрелую мотивацию, поддерживают ребенка в его желании познавать мир, делают более привлекательной учебную среду. Но успехи зависят от врожденных качеств и талантов.
3. Улучшились социальная адаптация и поведение детей. А ведь это фундамент, на котором строится характер человека. Время, проведенное в дошкольном учреждении, проходит в активном взаимодействии с детьми и педагогами, а не с телевизором и планшетом. Социальная среда, в которой взрослые учат, как себя вести и как правильно решать проблемы, помогаю получить жизненный опыт. Если этот период упущен, то ребенку трудно сформировать нужные навыки.
4. Другая новость исследования заключалась в том, что мальчики получают наибольшую пользу от дошкольного образования. Положительные результаты, которые они показали, значительно превосходили результаты девочек. Видимо, мальчики нуждаются в успокаивающем и сосредоточенном внимании в раннем возрасте.
5. Так же не было никаких существенных различий в результатах для детей из бедных и богатых семей, не было заметных различий для детей разного расового происхождения. Для американцев с их проблемой большого количества заключенных, которые маргинализуются из-за неравных возможностей в детском возрасте, именно инвестиции в дошкольное образование могут стать оптимальным решением многих социальных проблем.
Таким образом, пусть успеваемость и не улучшается, когда дети посещают дошкольные учреждения, но их социальные навыки получают мощный толчок к развитию.