Найти в Дзене
Фёдор Тенин

Старинное село Фряново: усадьба, фабрика, храм и больница

Старинное село Фряново расположено в дальнем конце Щёлковского района Подмосковья. Недавно я проезжал там и решил по быстрому осмотреть сохранившиеся исторические постройки, коих оказалось совсем немало.

-2

Прежде всего, моё внимание привлёк деревянный усадебный дом в центре села. Во времена, когда он был построен, владельцем поместья был Иван Лазаревич Лазарев. Армянин по происхождению, он за свою жизнь успел стать одним из богатейших вельмож екатерининской эпохи, придворным ювелиром, владельцем многочисленных заводов и мануфактур. Хотя начиналось всё скромно, семья Ивана приехала в Москву из армянского квартала города Исфахан в Персии. Его отец - Лазарь Назарович Лазарян занимался на новом месте торговлей драгоценными камнями и научил своего сына разбираться в них. Эти знания помогли Ивану наладить знакомства с сильными мира сего, когда он переехал в Санкт-Петербург. Участвуя в беспроигрышных совместных предприятиях с Орловым, Потёмкиным и другими всемогущими сановниками он сумел немало заработать в сфере взаимодействия с государством. За доставку в Россию крупного бриллианта, ставшего известным под названием «Орлов», Иван Лазарев получил дворянское звание, пожалованное императрицей Екатериной II.

-3

Конечно, как и многие другие чиновники того времени, Лазарев при занятиях государственными делами о своём благополучии не забывал. В то же время, в среде армянской диаспоры он оставил о себе добрую память, потому что способствовал переселению в Россию армян с территории Османской империи и Персии; помогал армянским монастырям и благотворительным заведениям в южных городах; выделил средства на возведение армянского храма Святой Екатерины в Санкт-Петербурге и Крестовоздвиженской церкви в Москве; завещал часть состояния на обустройство училища для армянских детей из малоимущих семей.

-4

В наше время большую часть господского дома занимает краеведческий музей, который я не успел посетить. В боковом крыле, запечатлённом на фотографии выше, до сих пор проживают люди.

-5

Не очень то хорошо они следят за своим жилищем, эта часть дома выглядит откровенно жалко, хотя и по заброшенному атмосферно.

-6
-7

Противоположное крыло выглядит не идеально, но всё же намного лучше.

-8

На нём сохранилась подлинная дверь, не мешало бы такие установить и в других дверных проёмах. Двери и окна - важные элементы архитектуры исторических зданий, конечно же они должны гармонично вписываться в их облик. Не может в старинной усадьбе стоять дешёвая дверь с ближайшего строительного рынка.

-9

Кроме господского дома, на деньги Ивана Лазарева по проекту архитекторов Юрия Фельтена и Ивана Подъячева в 1797 году была возведена церковь Иоанна Предтечи. Богослужения в новом храме посещали одновременно домочадцы хозяина с прислугой и рабочие фабрики - вот почему его сделали довольно большим. К моменту смерти владельца села, внутренняя отделка не была завершена и церковь ещё долго стояла без росписей, с дешёвым иконостасом и скромным полом, сколоченным из грубых досок.

-10

В советское время судьба храма была до боли типичной. Служивший священником Отец Михаил был арестован и приговорён к десяти годам лагерей, которые отбывал работая на Беломорско-Балтийский канале. Там он и умер, а закрытая церковь использовалась в качестве склада и мастерских.

-11

За годы запустения почти всё убранство было утрачено, лишь в 1990 году храм был возвращён верующим. Его реставрация продолжается до сих пор.

-12

Этот симпатичный домик возможно был церковно-приходской школой.

-13

Иван Лазарев построил господский дом, который мы можем видеть сейчас, но он не был основателем усадьбы. Фряново имеет длинную историю и за время своего существования успело сменить множество владельцев, причём части села по разные стороны реки Ширенки как правило принадлежали разным людям. В 1722 году всё село приобрёл Игнатий Францевич Шериман - богатый армянин, выходец из той самой Новой Джульфы, откуда прибыли Лазаряны. При Петре I он стал одним из управляющих первой отечественной текстильной компании «Штофных и прочих шёлковых парчей мануфактуры». Через год после сделки по продаже села, бывший владелец его левобережной части был обвинён в фальсификации завещания и приговорён к конфискации имущества, порке кнутом, а также каторжным работам. На каторге он и умер - здоровье не выдержало осложнений после сурового физического наказания.

На новом месте Игнатий Шериман построил производственное здание, куда перевёл ткачей и ткацкие станы из Москвы. Так в Подмосковье появилась первая посессионная мануфактура, которая обслуживалась подневольными крестьянами - фактически теми же крепостными рабами, только принадлежавшими государству и отрабатывавшими барщину не на поле, а в промышленном цеху. Хозяин не имел права продавать рабочих в отрыве от фабрики или фабрику без рабочих. Государство поддерживало такое производство субсидиями, давало налоговые льготы и в то же время внимательно регламентировало его работу.

-14

После смерти Игнатия Шеримана, фабрику и усадьбу унаследовал его сын Захарий, который вскоре продал их своим соплеменникам - Петру Сафаровичу и Лазарю Назаровичу Лазаревым. От Лазаря Назаровича усадьба перешла к тому самому Ивану Лазареву, о котором я писал в начале статьи. Он в свою очередь оставил фабрику своему брату - Екиму. После многочисленных волнений работников, Лазаревы вынуждены были продать предприятие и в 1826 году его пробрели купцы-старообрядцы Павел и Николай Рогожины. Новые владельцы ответственно подошли к модернизации фабрики и первыми в России установили передовые на тот момент жаккардовые ткацкие станки, позволившие многократно увеличить объёмы выпуска узорчатых материй из шёлка.

-15

В 1839 году Рогожины продали фабрику братьям Ефимовым, от них она перешла к братьям-купцам Константину, Василию и Михаилу Залогиным. При них инфраструктура села значительно улучшилась. Самым красивым новым зданием стала спроектированная архитектором Трауготом Бардтом больница, в облике которой прослеживаются приметы популярного на начало XX века стиля модерн. Главным врачом в ней стал хирург Сергей Осипович Пальк, с высоты своего врачебного опыта вносивший коррективы в проект внутренней планировки здания ещё на стадии строительства. На момент открытия в больнице было пятнадцать коек: десять в общем отделении из двух палат и пять в родильном отделении. В общем отделении располагалась перевязочная и операционная. В здании было электричество, имелся водопровод, канализация и централизованная система отопления.

-16

Судьба архитектора Траугота Бардта была полна невзгод в советское время. В 1934 году он был осуждён на пять лет лагерей, но этот приговор был впоследствии заменён ссылкой в Западную Сибирь. В 1939 году его снова арестовали по подозрению в подготовке диверсии на железнодорожном мосту через Обь и приговорили к расстрелу. Дело было отправлено на доследование, в результате которого обвинение было изменено на «Шпионаж в пользу Германии». Видимо сказалось немецкое происхождение Бардта. Он был наказан ссылкой в Казахстан, где умер в 1942 году. Построенную по его проекту фряновскую больницу занимает управление по жилищно-коммунальному хозяйству.

-17

Ещё одной значительной постройкой стала возведённая на деньги Василия Логинова новая шерстопрядильная фабрика, отстроенная в стороне от центра села на противоположном берегу речки Киленки. В наши дни её помещения сдаются в аренду под различные мелкие производства.

-18

Более старый корпус фабрики в историческом центре села в настоящее время заброшен.

-19

Эта деревянная пристройка появилась в тридцатые годы, в ней располагались ясли для малышей.

-20

К забытой фабрике примыкает фряновский дом культуры, напротив него расположена школа и памятник войнам, погибшим в Великую Отечественную войну.

Это были далеко не все исторические достопримечательности старинного села Фряново. Не поленитесь выйти из машины, если будете проезжать через него.