Продукция, подлежащая подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, применяемых на территории ЕАЭС, и прошедшая все установленные техническими регламентами процедуры оценки, должна быть маркирована единым знаком обращения «ЕАС».
Что сделает таможня, если ее нет? (на практике)
Одним из базовых положений технического регулирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) является обеспечение безопасности продукции, выпускаемой в обращение на территории Союза. В этой связи, в соответствии с действующим законодательством продукция, подлежащая подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, применяемых на территории ЕАЭС, и прошедшая все установленные техническими регламентами процедуры оценки, должна быть маркирована единым знаком обращения «ЕАС». Причем маркировка единым знаком обращения наносится до выпуска продукции в обращение на рынок ЕАЭС на саму продукцию и прилагаемые к ней документы.
Важно подчеркнуть, что не допускается маркировка знаком ЕАС продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено. Ответственность за данное действие для юридических лиц в соответствии со статьей 14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), предусматривает наложение штрафа от 100 до 300 тысяч рублей, а в случае, если в результате указанных выше действий, в частности, причинен вред жизни или здоровью граждан, либо имуществу, то штраф для юридических лиц может составлять от 700 тысяч до 1 миллиона рублей.
Очевидно, что требования вышеуказанных нормативных предписаний должны распространяться не только на продукцию, производимую на территорию ЕАЭС, но и импортную продукцию, ввозимую с целью распространения на территории Союза. При этом нельзя не отметить нюансов практики привлечения к административной ответственности участников ВЭД за отсутствие знака ЕАС на импортной продукции, ввозимой в коммерческих целях.
До некоторого времени таможенные органы активно возбуждали дела об административных правонарушениях по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ при выявлении в ходе таможенного контроля товаров без маркировки единым знаком обращения, квалифицируя данное нарушение как предоставление недействительным документов на продукцию. Но в 2018 году ФТС России опубликовано письмом N 01-11/50898 от 15 августа 2018 г. разъяснение, согласно которому отсутствие только маркировки знаком ЕАС на перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товарах, включенных в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС, не влечет за собой признание недействительными документов об оценки соответствия продукции, представленных при таможенном декларировании в целях подтверждения факта соблюдения установленных запретов и ограничений, а соответственно не образует административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2, статьями 16.7, 16.17 КоАП РФ.
При этом в 2019 году Верховный суд Российской Федерации своим постановлением пояснил, что несоблюдение требования о маркировки продукции единым знаком обращения является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной в соответствии со статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию.
Необходимо отметить, что в настоящее время правоприменительная практика таможенных органов Российской Федерации не отличается единообразием подхода к правовой оценке выявленных фактов отсутствия маркировки знаком ЕАС продукции, прошедшей подтверждение соответствия ТР ЕАЭС: в каких-то случаях участник ВЭД может столкнутся с отказом в выпуске задекларированного товара, а где-то таможенные органы возбуждают дела об административных правонарушениях при указанных обстоятельствах.
Рассматривая вопрос маркировки продукции единым знаком обращения продукции нельзя не упомянуть об исключениях из общего правила. В случае отсутствия маркировки ЕАС на импортируемой продукции Закон предусматривает 2 варианта нанесения единым знаком обращения на территории Российской Федерации:
1) на таможенных складах Российской Федерации после помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру;
2) в любом ином месте после помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления условно.
Возникли вопросы по маркировке продукции знаком ЕАС?
Задайте Ваш вопрос по телефону 8(499)647-75-64 или на нашем сайте http://notifikat.ru