Туристы, путешествующие по Алтай, часто задают вопросы об Алтайцах.
Перечитывая книгу «Алтайские инородцы». Сборник алтайского миссионера протоирея В.И Вербицкого, изданную Этнографическим отделом императорского Общества Любителей Естествознания в 1893 г. я обратил внимание на главу «нравы, обычаи и обряды»
Многих волнует агрессивность местного населения. На эту тему любят рассуждать недружественные силы Алтайского народа. Есть несколько других заблуждений, которые появляются от того что туристы не хотят понимать народ в гости к которому едут.
А теперь цитаты из книги протоирея Вербицкого с комментариями.
«В нравах алтайцев есть хорошее и худое. Прежде всего, надобно сказать, что они честны. Юрты их запоров не имеют, хотя бы и никого в аиле но было. Если к двери приставлен обрубок бревна, в ту юрту никто не войдет, хотя бы она целый год стояла под этою охраною. Хлеб инородцы оставляют на пашне в зерне, где; он и пребывает до тех пор, пока хозяева понемногу его не выберут для насущного употребления, и всегда сохраняется в целости. Оставшаяся в юрте вещь постороннего человека, даже найденная на дороге, но известно, что ему принадлежащая, возвращается непременно, хотя бы и чрез долгое время, при свидании. Во время плавания по рекам, если случится остановиться на ночлег в таком месте, где аил расположен не на берегу, а па горе от 1 - 3 верст от берега, в таком случае все вещи путешественника остаются на берегу без караула, только под прикрытием лодки от дождя и собак (последние не очень честны), и сохраняются всегда в целости».
Как так случилось, что через сто пятьдесят лет на Алтае воруют? К сожалению, коренное население в этом активно участвует. У меня долго ничего не воровали, но потом украли рюкзак у палатки, но я попросил, и мне его вернули. Потом еще раз украли рюкзак, забрали кое-какие ценные вещи, а рюкзак бросили. Однажды, я на 20 минут оставил на берегу резиновую лодку уже собранную, мы отошли в кафе на Кырсае, когда вернулись, лодки не было, я смог ее найти в кабине соседней машины. Я долго был наивным. Ради справедливости, скажу, что и на территории Алтайского края в Алтайском районе однажды на турбазе у меня украли сумку с документами. Так почему алтайцы стали воровать, скажи мне русский брат.
«Эти же честные люди бывают и бесчестны, но всегда косвенно; например, забирают в долг, или под работу деньги и не уплачивают ни тем, ни другим, хотя никогда не запираются в долге. Особенно северные инородцы склонны к надувательству, только поддайся».
С таким явлением я никогда не сталкивался. Если алтаец обещал сделать, то всегда делал, а если брал в долг - всегда возвращал. Вчера я звонил одному алтайцу, я помогал ему в трудную минуту деньгами, он пока не вернул некоторую сумму, а я даже забыл об этом. Но он помнит и просит его извинить, как только сможет - сразу отдаст.
«Гостеприимны и радушны. Всякий вошедший в юрту человек признается как бы семьянином этой юрты. Если хозяева едят, ест и он; если пьет, пьет и он без всякого различия; а если гость из другого аила,— снабжается притом и запасом (азьгк): у алтайцев — скотоводов бараниной, у северных— талканом».
Алтайцы необыкновенно радушны. В детстве меня это даже напрягало. Заходя в аил, ты становился другом, а уходя, тебе давали подарков. А это все надо было тащить на себе. Яблоки, мясо, шкуры. Чего я только не получал в подарок. Однажды подарили голову горного козла, очень аккуратно сделанное чучело с огромными рогами. Готовый трофей для выставки.
«Если кому-либо из детей дать ржаной сухарь, который ценится здесь ни как не менее конфеты, или кусок сахару, то получивший разделяет это лакомство между всеми на мелкие части, и никогда с жадностью не бросается»
Алтайские дети кричали нам в след: «Сгущенка давай». И мы угощали их пряниками и сгущенкой. Местные дети очень скромные и наивные. Еще они иногда кричат: «Туриста дурак». И они совершенно правы.
«В спокойном состоянии кротки и услужливы, пока не стесняется их свобода. Но быть слугами по найму они, хотя бы и беднейшие, ни в каком случае не желают. Каждый скорее умрет с голоду, чем лишится свободы. Одно имя «слуга» уже позорно в их глазах и употребляется вместо брани. Если ж обстоятельства как-нибудь вовлекут в услужение не имеющего ни родства, ни племени, то прислуживают всегда не охотно и мстят за потерю свободы воровством».
Слуг у нас в советское время не было и сейчас нет. А вот работники они разные. Одни прекрасные, другие ленивые. Не отличаются от русских, живущих на Алтае. Может быть это место такое священное?
«Начальству покорны; к старикам очень почтительны и уважительны. Дети не произносят имени своих родителей, как бы считая себя не достойными этой чести. Жена своего мужа и также родных всех его не называет по имени; в юрту отца своего мужа далее порога ходить не смеет, головы и ног перед ним не обнажает; из рук в руки ничего ему не подает, и наоборот, свекор свободно со снохою не обращается, никогда с нею не шутит, и бежит от нее, когда увидит, что она чешет волосы, или разувается».
Я видел, как меняются нравы молодых алтайских женщин даже в глухих поселках. Когда-то нас предупреждали, что бы туристки не заходили в алтайскую деревню в шортах. Теперь молодые алтайки ходят так же откровенно сексуально одетыми, как молодые девушки во всех городах России.
Продолжение следует.
Спасибо, что прочитали. Подписывайтесь если вам не трудно и не противоречит вашим убеждениям.