Перевод мой, источник: "Jonathan Fox, Jo Salas. Personal Stories in Public Spaces: Essays on Playback Theatre by Its Founders"
Плейбэк обещает, что мы – команда перформеров – будем слушать твою историю, и направим все свои силы на то, чтобы услышать и воплотить самые важные её смыслы.
Для нас имело большое значение то, как мы слушали. Было важно слушать с полным вниманием и сочувствием к каждому рассказчику. Без этого мы не могли разыграть историю так, чтобы сохранить и передать её подлинный смысл. И наоборот, если у нас выходило слушать с полным включением, все сказанное становилось частью глубокого, обогащающего диалога, в котором одна история откликалась на другую.
Этот уровень слушания встречается редко и его сложно достичь – редко именно потому, что его сложно достичь. И это бесценный дар, который должен преподносить людям Плейбэк.
(Довольно грустно видеть, как в последнее время некоторые плейбэк команды явно сдались: вместо того, чтобы стараться слушать, они берут историю рассказчика как подсказку для собственного художественного полёта).
В обычной жизни большинство людей никогда не бывает услышано. Наши дни слишком быстрые. Каждый занят собственными мыслями и переживаниями. Люди слушают сквозь предубеждения и оценки или рассеянно, думая о том, что сказать в ответ.
Плейбэк обещает, что мы – команда перформеров – будем слушать твою историю, и направим все свои силы на то, чтобы услышать и воплотить самые важные её смыслы. Звучит просто. Но это не так. Философ Симона Вейль писала: « Внимание состоит из нескольких элементов: остановка мыслей, отстранение от них, опустошение и готовность быть проницаемым для объекта». «Объект» в этом случае – рассказанная нам история.
Мы, актёры и музыканты, обязаны слушать из пустоты, отодвинув эгоизм в сторону, ничего не планируя, не волнуясь, не осуждая.
К Кондактору требования ещё выше: помимо того, что мы слушаем с той же открытостью, что и актёры, мы ответственны и за то, чтобы получить от рассказчика ключевую информацию, и при этом поддерживать комфортную атмосферу для всех участников – рассказчика, актёров и зрителей.
Сочувствие, открытость и внимательность требуют внутренней зрелости и понимания себя: мы должны знать свою собственную историю и уметь от неё абстрагироваться в то время, как мы слушаем. В идеале, слушая рассказчика, мы получаем информацию и о контексте, в котором история разворачивалась.
Также необходимо быть подкованным в технической части. Сложно слушать с полным включением и открытостью, когда мы пытаемся вспомнить особенности формы, в которой нам предстоит играть.
Когда у команды перформеров получается достичь такого уровня слушания, обещание Плейбэка выполнено.
Каждый отыгрыш строится вокруг сути истории, позволяя следующей возникнуть в ответ на неё спонтанно и искренне.