За двадцать лет с момента выхода романа «Сон № 9» его автора Дэвида Митчелла успели сравнить с Мураками, окрестить «наиболее выдающимся британским автором нашего времени», дважды номинировать на Букеровскую премию и включить в список ста самых влиятельных людей по версии Time.
Второй роман Митчелла «Сон № 9» — это «головокружительная смесь триллера, трагедии, сказочной притчи, видеоигр и портрета современной неспокойной Японии». В нашем материале делимся интересными фактами о книге и рассказываем, почему ее стоит прочесть.
До конца романа вы не сможете определить его жанр
А значит, точно не заскучаете! «Сон № 9» начинается как психологический детектив, главный герой которого, — двадцатилетний Эйдзи Миякэ приезжает в Токио на поиски отца. Эйдзи знает, что много лет назад он бросил его мать, женился на другой женщине, обзавелся двумя дочерьми и стал крупной шишкой в столице. Адрес молодой Миякэ планирует узнать у адвоката отца и раз за разом прокручивает в голове сценарий, достойный Тарантино: вот он врывается в стеклянный офис, обманывает обаятельную секретаршу и уносит драгоценное досье.
Однако чем дольше Эйдзи живет в Токио, тем больше понимает: прежде чем встретиться с отцом, ему предстоит преодолеть немало трудностей. Например, оказаться замешанным в разборках японской мафии, распространить вирусное письмо по всему интернету, влюбиться и отправиться в путешествие по местам своего детства. К середине повествования «Сон № 9» больше напоминает боевик или киберпанк-триллер, нежели обычное расследование, а иногда и вовсе заходит на территорию трогательного любовного романа.
Подарок для фанатов художественного стиля
Если первые несколько страниц вы будете путаться в хронологии и удивляться, почему по улицам Токио плавают крокодилы, — не пугайтесь, так задумано. Позже все станет на свои места, а вы поймете: яркие фантазии и странные лирические отступления — неотъемлемая часть жизни главного героя. Эйдзи постоянно существует между реальностью и выдумкой, а его сны — своеобразная попытка убежать от проблем.
Следить за сновидениями Миякэ ничуть не менее интересно, чем за основным сюжетом, а то, как о них рассказывает Митчелл, заслуживает отдельного восхищения. В его манере писать нет ни следа британской чопорности (наверное, сказались восемь лет жизни в Хиросиме и знакомство с женой-японкой), только изящные метафоры и глубокие мысли, переданные в трех предложениях, — почти хокку.
600 страниц глазами молодого человека
Роман Митчелла — это не только динамичный сюжет и красивый стиль изложения, но и удивительное путешествие по внутреннему миру двадцатилетнего парня. Драма, связанная с поиском отца, выпадает у Миякэ на сложный период взросления, когда человек перестает быть подростком, но не успевает окончательно вступить во взрослую жизнь. А главное, понятия не имеет, как это сделать.
В Эйдзи совмещаются, казалось бы, совсем полярные вещи: холодные расчеты и юношеские мечтания, пульсирующая энергия и почти стариковская усталость, желание обнять весь мир и депрессивные, упаднические мысли. Эйдзи мечтает найти отца и поговорить с ним «по-взрослому», ввязывается в хакерские атаки и работает в ночные смены, а в свободное время слушает The Beatles, переживает из-за отсутствия девушки и вспоминает погибшую сестру. Ровесники главного героя полюбят его за честность и дерзость персонажа, а те, кто постарше, — за приятное чувство ностальгии.
«Сон № 9» перенесет вас в Токио 2000-х годов
В начале нулевых Япония завораживала многих: миллениалы сходили с ума по Мураками, София Коппола снимала «Трудности перевода», а школьники всего мира зачитывались мангой. Митчелл тоже перенес действие своего романа в Токио, но изобразил его не так гламурно, как все остальные. Токио Митчелла — это шумная столица глазами приезжего человека, у которого нет ни беспечной восторженности туриста, ни спокойной уверенности местного жителя.
«В Токио привольно живется лишь голубям, воронам, крысам, тараканам и адвокатам», — с досадой замечает Эйдзи, ютясь в своей маленькой комнатке над салоном видеопроката. В «его» Токио так живут многие — и талантливая пианистка Аи, и компьютерный гений Суга, навсегда отравленные душным запахом улиц, визгом машин и неоновым светом вывесок.
«В Токио по ночам не спят, — делится с читателем Эйдзи. — Панки гоняют по торговым пассажам на скейтах. Хостессы подавляют зевоту и поглядывают на «ролексы» клиентов. Бандиты якудза чинят разборки на опустевших строительных площадках». Эйдзи, житель маленькой деревни, ожидал от столицы совсем другого, и такой Токио отталкивает и раздражает его. Но оторваться от него он не может. Примерно как и мы — от романа.
Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.