Найти тему

Как смена контекста влияет на привычки?

Мы уже обсудили, что привычки запускаются триггерами. Свет от монитора компьютера, звонок мобильного телефона, вечерний путь к холодильнику — всё это триггеры для привычки. Мы реагируем на этот сигнал независимо от своего желания.

Заглядываем в почту, берем в руку мобильник, достаем из холодильника что-нибудь вкусное. Такая реакция проложила себе путь в нашем мозге благодаря частым повторениям.

Различные научные исследования показали, что триггер оказывает на нас намного более сильное воздействие, чем вознаграждение.

Триггеры могут быть чисто внешними, такими, например, как перерыв во время работы, или социальными, когда коллега прикуривает сигарету. Есть ещё внутренние, но в этом посте мы их не рассматриваем.

Внешние триггеры

Светофор переключается на красный свет. Твоя нога автоматически перемещается на тормоз, и ты останавливаешь машину. Мы видим или слышим определенные раздражители, на которые автоматически реагируем. То, что подействовало и привело к успеху в прошлом, будет использоваться снова. Триггеры указывают нам на правильный (или предположительно правильный) образ действий и на ожидаемое вознаграждение.

Контекст запускает порядок действий. Если ты ставишь кроссовки рядом со входом, а велосипед хорошо виден перед дверью, то вероятность, что ты действительно соберешься на пробежку или велопрогулку, значительно возрастает. То же относится и к большому плоскому экрану: чем более он доминирует в гостиной, тем чаще ты будешь смотреть телевизор. Триггер в закоренелых привычках сильнее самоконтроля.

Социальные триггеры

Привычки могут запускаться и другими людьми. Мы стадные животные и, как правило, осознанно или нет делаем то, что делает стадо. И особенно сильное влияние на нас оказывают люди, которые нам близки или те, с которыми мы хотели бы быть вместе. Социальные группы также устанавливают символы статуса. Только подумай, как сегодня смотрят на того, у кого нет смартфона.

В рекламе все большую роль играют инфлюенсеры, которые занимаются продакт-плейсментом и призваны менять потребительские привычки.

Зачем нам это знать?

Внешняя обстановка и социальные группы могут очень сильно препятствовать или, наоборот, помогать формированию новых привычек. Кто хочет много медитировать, тот должен присоединиться к соответствующей группе, и ее расписание станет триггером. Тому, кто занимается триатлоном, нужно найти соответствующих партнеров для своих тренировок и зал рядом с домом, а не в пяти километрах.

Смена обстановки — один из самых простых способов смены привычек. Верно и обратное: если в ближайшее время планируется переезд, смена работы или что-то подобное, важно заранее позаботиться о своих привычках, продумать архитектуру своей среды.

Иначе получится, что вырастет то, чему расти легче. Но это необязательно будут те привычки, которые нам нужны.