«Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.» (Лк. 6: 43-45).
Бог настолько Благ, настолько велика Его Премудрость и Любовь, что он и зло обращает в добро, и тьму в свет: «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы.» (Ин. 1: 5). Даже грехопадения первых людей, Адама и Евы, после которого в человеке поселились страсти, грехи, и соответственно люди стали смертны, Господь обернул к лучшему. Адам с Евой жили в прекрасном Едемском саду, где росли прекрасные деревья, жили разные животные, и люди имели прямое общение с Богом. Но при этом они не знали, что такое зло, что такое страдания, что такое смерть. Бог наделил человека свободной волей. Человек распорядился ею неправильно, послушав сатану, которые ввёл их в грех гордости, из-за которого сам пал, сказав «будете, как боги, знающие добро и зло.» (Быт. 3: 5). В результате этого непослушания их совесть была осквернена перед Богом, и они вынуждены были удалиться от Него, от самой Жизни, от Света, от Бога, дающего всякое благо. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.» (Иак. 1: 17). Но если бы Адам с Евой не пали, не было бы пришествия Христа, Который спас человечество. Люди, познавшие страдания, зло, грех, смерть, на фоне этого ярче будут воспринимать избавление от этих страданий, радость, возвращение к Богу, счастье. Адам с Евой, выведенные Христом Спасителем из ада, были благодарны Ему, ведь они раскаялись в своём непослушании, и таким образом, их счастье с Богом стало полнее, чем было до грехопадения, они утвердились в Истине, познали, что такое зло, грех, смерть, и уже вряд ли захотят вернуться к этому. В результате этого многие стали святыми, мучениками, исповедниками Христовыми, достигли Царствия Небесного, и утвердились в добре и Истине, и уже не отпадут, потому что познали и зло. По своей свободной воле они выбрали добро и жизнь с Богом. Они приблизились к Богу ещё больше, потому что познали добро и зло, стали настоящими сынами Божиими: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Псалом 81: 6). Эти люди уподобились Христу, Который претерпев крестные страдания за род человеческий, молился за врагов: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают.» (Лк. 23: 34). Никакие внешние обстоятельства, ни унижения, ни поругания, ни страдания, ни какие страсти «мира сего» не смогли сломить Христа. И даже смерть и ад не удержали Его, Он воскрес, так как имел в Себе жизнь. «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.» (Ин. 5: 26). Последователи Христа не в райских условиях явили эту святость, как и Господь Иисус Христос, но уподобились во всём Христу, и святость явили в нашем мире, где много зла, проявив любовь не только к друзьям, но и к врагам. Святые стали настоящим образом Божиим, Его сынами, дочерями: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.» (Мф. 5: 44-45). Таким образом, грехопадение человечества, Бог обернул к лучшему. Люди познавшие, что такое зло, страдания, смерть, познали настоящее добро, истинное счастье в Боге и обрели жизнь вечную в Боге: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь.» (Рим. 11: 32-36).
Господь обращает такие отрицательные события, как войны, революции к лучшему. И в таких событиях, на первый взгляд, резко отрицательных, находится также и великое благо по милости Божией. Например, революция 1917 года в России, когда были гонения на Церковь: в результате этих гонений на Церковь, появилось много новомучеников, исповедников Христовых, которые сподобились Царства Небесного и получили венцы нетленные от Господа. А война 1941-1945 гг. в советской, атеистической России с фашистской Германией дала много героев, которые положили жизни за Родину, за детей, друзей, будущие поколения, и тем самым исполнили закон Христов, закон любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин. 15: 13). Убиение сорока тысяч младенцев в Вифлееме царём Иродом, Господь также обернул ко благу, даровав этим младенцем жизнь вечную. Промыслительно было также спасение язычников, принятие ими христианства, хотя до этого они были непослушны, не знали Истинного Бога. «Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.» (Рим. 11: 30-32). И бедствия последнего времени, приближающие конец мира, приближают великую радость: Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа в славе со Святыми Ангелами.«Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.» (Лк. 21: 28).
В жизни отдельного человека того действует Промысл Божий. Господь Иисус Христос принял крестную смерть, страдания здесь на земле, но в результате этого, Он победил смерть и ад, воскрес, вознесся в Славе и нам даровал жизнь вечную, указав путь ко спасению. Саму смерть Господь побеждает и обращает в Воскресение и Жизнь Вечную. Само это зло и все Его страдания, обернулись к великому благу, благодаря любви и милосердию Божию: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.» (1-е Тим. 3: 16). Есть ещё подобные примеры в Библии. Вспомним хотя бы историю Иосифа, которого братья из зависти продали в Египет в рабство. (Быт. 37). Его отец, Иаков очень переживал о смерти своего любимого сына: «И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни. И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.» (Быт. 37: 34-35). Но Господь был с Иосифом, и он стал вторым человеком после фараона. (Быт. 41). Иаков думал, что потерял сына, но всё обернулось к лучшему, и братья Иосифа, которые пришли покупать хлеб в Египет нашли своего брата и привели к нему отца. Иаков, который очень переживал из-за смерти своего любимого сына Иосифа, и не думал, что увидит его, но нашёл его, да ещё и в славе и чести, вторым человеком после фараона по великой милости Божией и Его Промыслу и Премудрости. «Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: «Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и всё твоё». (Быт. 45: 8-10). Или Иов, который лишился всего, в том, числе и здоровья, но Господь вернул ему всё и даже больше, чем у него было, потому что Иов призывал Господа. «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние.» (Иов. 42: 12). Также и в жизни каждого человека. Господь попускает случиться злу, для блага души человека, чтобы он покаялся обратился к Богу, перестал грешить и задумался о своей душе, научился терпению. Господь всё устраивает для спасения души человека и к его пользе. А кто страдает вместе со Христом, терпеливо перенося всё, с благодарностью Богу, то со Христом и прославится. «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.» (Рим. 8: 17). Господь говорит Своим ученикам: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.» (Ин. 16: 33). Но эти скорби, которые терпят верующие, Господь оборачивает в радость, даёт мир, радость, покой душе уже здесь на земле, независимо от внешних обстоятельств, а потом и жизнь вечную: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20). «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.» (Псалом 125: 5-6). Враги становятся для верующего благодетелями, потому что способствуют духовому преуспеянию, и приближают нас ко Христу, если мы молимся за них, подобно как Он молился. «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. (Лк. 6: 35-36). Всё оборачивается к лучшему, когда человек живёт, уповая на Бога. Сама смерть не так страшна верующему, имеющему надежду на Бога и жизнь вечную, Царство Небесное, как сказано в Акафисте «Слава Богу за всё»: «Слава Тебе, С Тобою нет безнадёжных потерь, Ты даруешь всем вечную жизнь». «Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».» (1-е Кор. 2: 9).
Сами грехопадения человека Господь обращает к лучшему. Например, если христианин впал в какой-то грех, по своей немощи, то не надо отчаиваться, ни при каких обстоятельствах. Нужно приносить покаяние Богу, и Господь это падение обернёт к лучшему для человека, потому что Он благ, и не желает смерти грешника: «живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был.» (Иез. 33: 11). Хорошим примером, как Господь оборачивает великих грешников в великих праведников, и что большие грехи, способствуют к величайшему добру, является пример, представленный в Евангельском повествование о грешнице, омывшей ноги Христа слезами. «И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.» (Лк. 7: 37-48). Сами падения человека, Господь оборачивает ему ко благу. В результате этого человек приобретает смирение, сокрушение духа, так необходимое для спасения, любовь к Богу, благодарность Ему, надеется не на себя, не на свои дела, а на Господа, познаёт милосердие Божие и Его любовь. В этом великая Премудрость Божия. Поэтому надо доверять во всём Богу. Например, грехопадение царя и пророка Давида послужило примером покаяния для всех. Впав в грехи, Давид не отчаялся, но обратился к Богу с покаянием, и был принят Им: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.» (Псалом 50: 3). И мы также не должны отчаиваться ни при каких обстоятельствах, а надеяться на Господа, потому что Он заботиться о нас: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.» (1-е Петра 5: 7). Сатана хочет всё это, скорби, врагов, грехопадения наши, использовать к нашему погублению, а Господь всё оборачивает нам во благо. Если мы слушаем Господа и исполняем Его заповеди, то скорби оборачиваются в радость, враги становятся благодетелями, а грехопадения оборачиваются к пользе душевной, к смирению, благодарности Богу и любви к Нему, а также ещё большему упованию на Него. Как в сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди», злая мачеха хотела повредить принцессе Элизе, колдовством, посадив на неё трёх жаб, чтобы повредить ей, а они обернулись тремя маками. «Потом она сказала первой жабе: — Когда Элиза войдёт в купальню, сядь ей на голову — пусть она сделается такой же глупой и ленивой, как ты. Другой жабе королева сказала: — А ты прыгни Элизе на лоб — пусть она станет такой же безобразной, как ты. Тогда и родной отец её не узнает… Ну, а ты ляг ей на сердце! - шепнула королева третьей жабе.- Пусть она станет злой, чтобы никто её не любил. И королева бросила жаб в прозрачную воду. Вода тотчас же стала зеленой и мутной. Королева позвала Элизу, раздела её и велела войти в воду. Как только Элиза ступила в воду, одна жаба прыгнула ей на темя, другая на лоб, а третья на грудь. Но Элиза даже не заметила этого. А три жабы, прикоснувшись к Элизе, превратились в три красных мака. И Элиза вышла из воды такой же красивой, как и вошла.» Отрывок из сказки «Дикие лебеди». Также и христианину скорби оборачиваются во благо, для спасения души. Надо жить по заповедям Божиим, не смотря на других, когда Господь придёт Он каждому воздаст по делаем его. И обязательно нужно помнить, что Бог не попускает злу случиться, если из этого не выйдет много добра.
«Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Псалом 33: 9).