Найти тему
Василисины размышления

Как выбрать профессию, если нет талантов?

Заканчиваются выпускные экзамены, стартует приемная кампания в ВУЗах. Давайте поговорим о все более нарастающей дезориентации при выборе послешкольного образования. Если по-простому: почему многим так трудно определиться с выбором будущей профессии? Во вполне взрослые 18 лет.

Конечно, есть счастливые случаи, когда человек наделен ярко выраженной склонностью к какому-либо занятию и готов посвятить этому занятию жизнь. Или когда ребенок воспитан на идеях продолжения некого семейного дела. Тогда вопрос только в доступности профильного образования или выборе альтернативного пути, ведущего к заветной цели. Но талант - редкость, да и профессиональных династий не так уж много.

В комментария к статье в очередной раз всплыла очень интересная проблема: куда пойти учиться ребенку из "простой" семьи, если никаких особых талантов и склонностей не видно, но у родителей есть возможность и желание дать чаду высшее образование?

Мало того, что выпускник школы не знает, кем хочет стать. Так и родитель ему не помощник. Разговор обычно выходит таким: ты кем хочешь стать? - а какие есть варианты? - а я тоже не знаю... Оба знают только, что работы хочется "чистой", уважаемой, денежной и не требующей талантов (поскольку их не обнаружено).

Профориентационные тесты тоже мало помогают. Да, можно дать рекомендации на определенный блок занятий: человек - техника, человек - природа, человек - человек, человек - знаковая система. Но никто не даст конкретный перечень профессий и будущих рабочих мест, с описанием зарплат и условий. А именно это больше всего интересует. Не "чему я буду учиться", а "кем меня потом возьмут работать".

Помните, раньше в школе учили стихотворение В.Маяковского "Кем быть?".

Что в нем поражает - детальное описание именно наполнения каждой упоминаемой профессии. Чем занимается столяр, чем инженер, чем водитель, чем разные станочники.

Сработать мебель мудрено: сначала мы берем бревно и пилим доски длинные и плоские. Эти доски вот так зажимает стол-верстак. От работы пила раскалилась добела. Из-под пилки сыплются опилки. Рубанок в руки — работа другая: сучки, закорюки рубанком стругаем. Хороши стружки — желтые игрушки. А если нужен шар нам круглый очень, на станке токарном круглое точим. Готовим понемножку то ящик, то ножку. Сделали вот столько стульев и столиков!

Всего в стихотворении упоминается около десятка профессий. Немного. Но прошло сто лет - и если попросить среднего обывателя рассказать о разных профессиях, то он тоже сможет перечислить примерно столько же. Причем в основном это будут профессии рабочие, требующие конкретных навыков и умений. Водители, автослесари, парикмахеры, сварщики, продавцы, сантехники, токари, медсестры, лесорубы, повара, бухгалтеры, швеи - их функции вполне понятны. Также, как понятны условия работы, социальное окружение, риски, выгоды, перспективы, требования к квалификации: что надо знать, уметь, владеть.

А вот вокруг работ, требующих высшего образования, зачастую клубится туман. Огромное белое поле странных названий. Которые очень плохо соотносятся с названиями образовательных программ ВУЗов.

"Прикладная информатика" и "Информационные технологии" - чем отличаются? За выпускника с таким дипломом Майкрософт и Гугл будут драться мешками с золотом, или пойдешь настраивать онлайн-кассы в супермаркет? А чем отличаются от них и друг от друга "Информатика", "Информационные системы", "Компьютерные науки"? Наконец, чем разнятся "Информационная безопасность" и "Компьютерная безопасность" ? (Если что - все это реальные специальности с сайта одного ВУЗа).

"Логистика" и "Организация перевозок" - что лучше? Или "Технология транспортных процессов"? Ты после этого станешь замом генерального РЖД или диспетчером автобазы? Что такое "Инноватика"? "Свободные науки"? "Управление проектами" - это что? "Управление качеством"? Какими проектами, качеством чего? Ах, тебя научат не измерениям - это на "Метрологию", а написанию документированных процедур? А че это?

Такие разговоры вы найдете на любом форуме, где обсуждаются проблемы послешкольного образования, поиска работы, переподготовки взрослых. И вопросов там всегда больше, чем ответов.

Дополнительную смуту вносят названия профессий. В контрактах обычно ничего не разъясняющие слова "специалист", "офис-менеджер" или вовсе "именуемый далее Исполнитель".

Хуже всего, что и сотрудники приемных комиссий на Днях открытых дверей или в онлайн-приемных тоже редко могут ответить на простые вопросы: место будущей работы, условия, зарплата, перспективы, требуемые от абитуриента качества. Ответы обычно восторженно-размытые, что-то о самых современных, соответствующих новейшим требованиям, инновационно-прорывных... Поскольку и с реальными практиками, и с содействию трудоустройству сейчас весьма непросто.

А если учесть очень своеобразные правила поступления, позволяющие сначала подавать заявления веером в десяток мест, а потом в жесточайшей неразберихе выбирать из них одно, то совершенно не удивляет, что многие оказываются в совершенно неподходящем для себя месте. И без толку тратятся время, деньги и прочие ресурсы.

Честно говоря, у меня нет готовых предложений, как сделать профориентацию простой и действенной. Видела попытки создать для абитуриентов какие-то банки профессий, списки, перечни, но эти проекты всегда быстро угасали. Все тот же десяток общеизвестных профессий, пара десятков рабочих мест - дальше тупик.

Может быть, у читателей есть мнение по этому поводу?