Найти в Дзене
Киностранник

Типы главных героев в кино. Кто такие андердоги, и почему они больше всего мотивируют нас

Оглавление

Главный герой — неотъемлемая часть любого фильма. Каждый из нас, даже тот, кто не назовёт себя кинолюбителем, с лёгкостью может назвать пару десятков персонажей, относящихся к этой категории. Казалось бы, главные герои — персонажи разные, и разбить их на пару категорий — задача невозможная. Но Александр Митта, советский и российский кинорежиссёр, сценарист и актёр, смог её выполнить.

В своей книге «Кино между адом и раем» А. Митта выделил четыре категории персонажей: наши знакомые, потерянные души, идолы и андердоги.

Оригинал - фото из интернета. Источник (бесплатный фотосток): flickr
Оригинал - фото из интернета. Источник (бесплатный фотосток): flickr

Наши знакомые

Именно этот тип властвует в кинематографе последних лет. Следуя из названия, легко понять, что такой персонаж — самый обыкновенный человек, «наш знакомый», с понятными и близкими каждому человеку желаниями, принципами, идеями и ориентирами. Как правило, такие персонажи волею судеб оказываются втянуты в водоворот событий (от стандартной трудной жизненной ситуации либо романтической истории до спасения мира).

Главная отличительная черта таких героев заключается в том, что они практически не меняются на протяжении всего фильма — то есть условный Максим Иванов так и останется простым рабочим и примерным семьянином даже после троекратного спасения мира, а условная Маша Степанова наденет белую блузку и вернётся в родной офис даже после съёмок в голливудском блокбастере и головокружительного романа с американским продюсером-миллионером (которого она, безусловно, встретила совершенно случайно).

Очевидно, что эта черта противоречит логике (ну как может не измениться герой после таких событий, как может вернуться в родную провинцию на привычное рабочее место, когда был шанс всё изменить?!), но главное в таких персонажах иное — максимальное сходство со зрителем, а следовательно — максимальное зрительское сопереживание и абсолютное отождествление себя с главным героем, как в начале фильма, так и в его конце.

Наиболее известный пример такого персонажа — Андреа из «Дьявол носит Прада». Девушка отказывается от возможности строить карьеру в мире моды (в котором она отлично прижилась), и возвращается в прежнюю жизнь, к прежнему бойфренду и к прежней работе.

Оригинал - фото из интернета. Источник (бесплатный фотосток): flickr
Оригинал - фото из интернета. Источник (бесплатный фотосток): flickr

Потерянные души

Потерянные души — это люди, живущие по ту сторону закона и морали. Их образ жизни непозволителен в нормальном обществе, а их поступки шокируют зрителя и представляются ему чем-то невозможным.

Потерянные Души предстают перед зрителем «запретным плодом». Когда такой герой правильно проработан, его внутренний конфликт, его приоритеты близки зрителю, и он сопереживает герою, ассоциирует себя с ним, несмотря на разный образ жизни и фактическую пропасть между характерами. Такие персонажи позволяют прикоснуться к жизни по ту сторону общества, погрузиться в совершенно другой мир, пережить уникальный опыт, при этом не покидая кинозала и не меняя собственную жизнь.

Примеры: Бонни и Клайд («Бонни и Клайд», 1967), Джокер («Джокер», 2019), Джек («Дом, который построил Джек», 2018)

Идолы

Идолы — это практически идеальные герои. Они наделены высоким интеллектом, славой, богатством и красотой, а порою и сверхспособностями. Это супергерои, «агенты 007» и гениальные сыщики. Интерес зрителя к такому персонажу объясняется обыкновенным желанием прикоснуться к великому, приобщиться к жизни, в которой каждый поступок имеет колоссальную важность и значение.

Однако, чтобы зритель смог сопереживать такому герою, Идолу необходима отрицательная черта. Он должен быть не идеален хоть в чём-то. Например, быть антисоциальным эгоистом, иметь гипертрофированную страсть к женщинам либо злоупотреблять алкоголем.

Помимо этого, такому герою необходим суперзлодей, иначе Идол попросту не сможет раскрыть свой характер в полной мере. Это может быть как конкретный антагонист либо зло глобального масштаба, так и обратная сторона самого Идола.

Примеры: Шерлок Холмс («Шерлок», 2010—2017), Тони Старк («Железный человек», 2008), Элизабет Хармон («Ход королевы», 2020)

Оригинал - фото из интернета. Источник (бесплатный фотосток): flickr
Оригинал - фото из интернета. Источник (бесплатный фотосток): flickr

Андердоги

Андердоги — это самые мотивирующие персонажи, которых только можно встретить в мире кинематографа.

Словом, андердог (underdog) в англоязычных странах зовут выходцев из низов общества, пробившихся наверх. Эти персонажи начинают с самых низов и, казалось бы, не имеют никаких шансов изменить свою жизнь. Нищие, часто одинокие либо окружённые «не теми» людьми, но одержимые желанием выбраться из того мрака, в котором они были рождены, андердоги являются самыми мотивирующими персонажами из всех категорий.

Главные герои практически всех мотивирующих фильмов относятся именно к этой категории. На протяжении сюжета андердоги преодолевают безумное количество трудностей, они — смелые, сильные и несгибаемые личности, за которыми зрителю хочется следовать.

Андердоги, выбирающиеся из самых низов на вершину общества, делают невозможное на протяжении всего сюжета. Сражаясь с собой, с собственными страхами, с жестокими обстоятельствами они достигают своих целей, выходят из своего социального класса, преодолевая колоссальное сопротивление. Андердоги мотивируют зрителя как никто другой, ведь каждый конфликт такого персонажа — преувеличенная версия конфликта, встречающегося в повседневной жизни каждого человека.

Главный конфликт любого андердога — конфликт жестокого мира и человека, не желающего ему подчиняться. В андердогах, свободолюбивых, сильных и смелых, несогласных с обществом, каждый узнает себя, каждый найдёт мотивацию и близкие идеи.

Андердоги — персонажи всем известных «головокружительных историй успеха», предстающие на экранах. Они воплощают присущее практически каждому желание изменить свою жизнь, сделать невозможное, выбраться из рутины будней и начать проживать ту самую «жизнь мечты». История каждого андердога воспринимается зрителем как призыв к действию, как наглядное пособие по воплощению мечты, как сильнейшая мотивация.

Примеры андердогов: Джордан Белфорт («Волк с Уолл-стрит», 2013), Джесси Оуэнс («Сила воли», 2016).

На этом всё, надеюсь, данная статья была полезна для вас и сделает просмотр фильмов ещё более увлекательным.

-4

А какие типы героев нравятся вам? Какие персонажи ваши самые любимые?

Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые статьи.