На марше холод был существенной проблемой - в отличие от, к примеру, американских Шерманов, в советских танках отопление предусмотрено не было. Небольшое количество тепла давал работающий двигатель, однако ситуацию это спасало не сильно - как правило, в танке температура лишь на несколько градусов превышала температуру снаружи.
Хуже всего на марше приходилось мехводу - из-за плохой видимости танки, как правило, двигались с открытым передним люком. Если другие члены экипажа были хотя бы защищены от ветра, то мехвод принимал ледяной ветер на грудь и лицо.
В бою с этим было чуть полегче - танк более или менее прогревался от пороховых газов. Правда, неудобства экипажу они доставляли куда больше, чем приносили пользы.
Во время стоянки проблема с обогревом машины решалась двумя способами:
Зимой машины комплектовались печкой, на фото она прикреплена к корме машины:
Под танком вырывалось углубление, в нем растапливалась печь, а машина наезжала на это дело сверху. Кроме того, танки также оснащались специальными брезентовыми чехлами и накрывались ими, чтобы уменьшить потерю тепла.
Если же времени или возможности рыть замерзшую землю не было, то под днище танка просто укладывались тлеющие бревна - этого хватало, чтобы экипаж мог переночевать в машине без риска замерзнуть насмерть.
К слову говоря, последний способ не является проявлением солдатской смекалки, а вполне себе был описан в инструкции по эксплуатации Т-34.
Впрочем, на марше даже хорошо прогретая машина вновь остывала за несколько часов.
Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Спасибо!