Теперь настало время поговорить про барда. На первый взгляд, может показаться, что он полный кастер, и это будет так. На второй может показаться, что и волшебник кастер, и бард кастер, но есть один нюанс. И заключается он в универсальности последнего. Уже находясь на старте он обладает неплохим арсеналом, здоровьем, и возможностью носить легкие доспехи. К тому же, бард является уникальным классом, способным уничтожить противника шутками про мамку. Помимо боевой составляющей, бард обладает универсальностью и в социальном взаимодействии, получая половину бонуса мастерства ко всем навыкам. В довесок ко всему, вне зависимости от выбранного подкласса, бард обладает хорошими навыками поддержки, давая преимущество на отдых на привале, и бафая союзников с помощью вдохновения. Минусом барда является невозможность подготовки заклинаний, что требует от игрока заранее продумывать список заклинаний, поскольку менять его получится только при переходе с уровня на уровень, и то, в сильно ограниченном количестве.
С другой стороны, универсальность барда является палкой о двух концах. Если ты все умеешь, то начинаешь верить в чувство собственного бессмертия, что часто становится первопричиной различных казусов.
Теперь поговорим о специализации, в которую можно собрать барда.
Первое это коллегия доблести. Выбрав этот подкласс вы, становитесь, что называется, военным лидером. Может и союзника бафнуть, и врагу промеж рогов заехать, и инфернально хохотать, когда вражеские стрелы отлетают от его полулат.
Далее следует коллегия знаний, и не смотря на свое название эта сделает барда не волшебником (хотя 2 заклинания любого класса у него и появится), сколько превратит его в воина социальной справедливости, подарив владение большим числом навыков и возможностью влиять на результаты проверок, как своих, так и противников.
На этом варианты специализации в классическом исполнении заканчиваются, но у нас все еще есть официальное дополнение "Руководство Ксанатара обо всем". В нем есть три дополнительных подкласса. Коллегия мечей позволяет барду глубже уйти в архетип мага-воина, позволяя выбрать боевой стиль, использовать оружие в качестве магической фокусировки и за счет вдохновения барда усиливать свои атаки и давать себе тактическое преимущество.
Коллегия очарования превращает барда в гребаную фею, позволяя тому манипулировать разумом, и очаровывать всех на право и налево, не испытывая при этом никаких угрызений совести.
Если остальные подклассы стараются сделать из барда в доску своего парня, то коллегия шепотов делает из него злого кузена, запугивание, шпионаж, нанесение дополнительного психического урона, этакий плут, с лютней.
В итоге мы имеем полноценного кастера, с хорошим боевым потенциалом, социальным воздействием, и способностями поддержки, который вполне может стать центром и лидером команды. Но зачем, когда можно уйти в треш, угар и например.