Артур Голден - американский писатель японист. И хотя издал он всего одну книгу - "Мемуары гейши", его можно считать первым в современном мире, кто настолько подробно и популярно описал мир гейш.
Книга разошлась тиражом в 4 млн. экземпляров на английском языке и была переведена на 32 языка.
Два года она держалась в топе The New York Times. Это был 1997 год, а Япония до сих пор в 2021 году остается настоящей загадкой.
Роман "Мемуары гейши" считается художественным произведением, и ради развития сюжета были добавлены некоторые вымыслы. Об этом впоследствии рассказала настоящая гейша, у которой он брал интервью, и которая послужила прототипом главной героини романа.
Артур Голден родился 6 декабря 1956 года в городе Чаттануга, штат Теннесси, США. Его мать происходит из династии Оуксов-Сульцбергеров, основателей The New York Times.
В Гарварде он получил степень бакалавра по истории искусств Японии, в Колумбийском университете степень магистра японской истории.
Выучил китайский язык, наречие мандарин, жил некоторое время Китае. А позже работал в Токио.
После возвращения получил степень магистра по английскому языку в Бостонском университете.
Его очень увлекла тема гейш, и в начале 1990-х годов он взял интервью у Минэко Ивасаки - самой высокооплачиваемой гейши Японии. В то время она уже была на пенсии. Она рассказала ему об обучении гейш, об их работе, жизни в окейе, укладе и традициях и некоторые события из личной жизни. Все это, конечно, было на условиях анонимности. Но Артур упомянул ее в благодарностях книги и пересказал многие события из личной жизни. А ведь существуют строгие правила секретности между гейшами и их клиентами. Все это очень не понравилось Минэко Ивасаки, и она подала в суд на автора. Требовала переиздать книгу с правками, Артур отказался и в итоге выплатил ей сумму денег.
Суд закончился, а Минэко Ивасаки в соавторстве с Ренд Браун написали книгу "Настоящие мемуары гейши"
Вот что она пишет во вступлении:
Ни одна женщина за триста лет существования карюкаи никогда не рассказывала свою историю широкой публике. Мы связаны неписаными правилами не делать этого, чтобы не разрушить и не предать огласке традиции и святость нашего необычного призвания.
Но я чувствую, что настало время говорить. Я хочу, чтобы вы знали, что на самом деле означает жить жизнью гейши – жизнью, заполненной поразительными профессиональными требованиями. Жизнью, богатой великолепными наградами. Многие говорят, что я была лучшей гейшей своего поколения, я же знаю лишь то, что точно была самой удачливой. И тем не менее это была жизнь, которая стала слишком тяжела для меня, чтобы я продолжала ею жить. Я просто обязана была уйти.
В 29 лет она покинула профессию гейши по состоянию здоровья, точнее по своему решению, чтобы сберечь здоровье. Изнурительные тренировки, уход за собой, бесконечные встречи и 3 часа на сон давали о себе знать.
Минэко, в детстве Масако, происходила из обедневшей аристократической семьи. Ее отец расписывал кимоно, а в семье было 11 детей. Жили они бедно, не всегда хватало еды. Старшие дочки тоже работали гейшами. В книге она рассказывает как хозяйка окейи сразу обратила на нее внимание и пророчила успешную карьеру. Отец очень не хотел отдавать свою любимицу, но девочка сама приняла решение стать гейшей.
Слишком много тайн окутывает понятие гейша, слишком многие не понимают, что значит «быть гейшей», или, как в моем случае, гейко. Надеюсь, моя история объяснит, чем в действительности является эта профессия, и, кроме того, познакомит читателей со многими уникальными моментами культурного наследия и национальными традициями Японии.
Итак, прошу вас следовать за мной, совершим путешествие в поразительный мир Гион Кобу.
Книгу очень интересно читать, т.к. она написана от первого лица и достоверность не вызывает сомнений. А ее намерение рассказать настоящую правду о мире гейш подогревает желание читать все дальше и дальше.
В книге, например, она сама рассказывает забавные истории встреч с Альдо Гуччи, королевой Елизаветой и принцем Чарльзом. Здесь уж точно нет выдумки.
Вообще-то, если бы мне не пришлось жить в карюкаи, думаю, я стала бы буддийской монахиней. Или женщиной-полицейским.
И, удивительно, что если бы Артур Голден не написал свою книгу, не упомянул бы Минэко, и не стоял на своем в суде, мир бы не увидел "Настоящих мемуаров гейши". Как она сама пишет ни одна гейша не рассказывала свою историю такой широкой публике. Не специально, но в итоге удачно, он вывел ее из тени, и мир узнал такую необычную историю.