Я хочу перестать листать ленту соцсетей перед сном. Я ненавижу это делать, но не могу перестать. Иногда я так долго лежу в постели и читаю посты, что засыпаю только к двум часам ночи, хотя легла до полуночи!
Вот с такой проблемой ко мне на консультацию пришла К.
Под Новый год она поставила себе цель наладить режим сна. Но это получалось выполнить не всегда. И не потому, что К. отказывалась это делать — просто её затягивало цифровое болото, и, несмотря на ранний отход ко сну, этого самого сна не хватало.
Красные иконки уведомлений требуют уделить им внимание. К. открывает видео и читает комментарии людей, которых она даже не знает, потом открывает пост, а потом — два часа ночи. И вот опять недосып. Привет, самокритика и чувство вины. К. не нравилось такое поведение.
Она решила, что раз у нее не выходит внедрить эту привычку, значит, она недостаточно этого хочет. Но так ли это?
У К. есть любимая хорошая привычка — наводить порядок на кухне в конце дня. Это дарит ей хорошие эмоции и помогает отключиться от работы. А вот сидеть в телефоне приятно только в процессе. Потом наступает разочарование в самой себе. Это раздражает, но пересилить желание не получается.
К. считает, что эти привычки абсолютно разные. Но на самом деле любая привычка состоит из одних и тех же компонентов.
Суть в том, что одной мотивации недостаточно. Мотивация, желание следовать какой-то привычке тесно связаны с простотой это привычки.
Уборка на кухне вызывает у К. средний уровень мотивации и имеет средний уровень сложности. Тут всё хорошо.
А вот у сидения в телефоне очень высокая мотивация и сделать это очень легко. Именно поэтому отказаться от этого поведения так непросто.
Дело вовсе не в мотивации, а в зашкаливающей простоте этого действия: взять телефон и открыть приложение соцсетей.
К. могла бы удалить приложения с телефона, но это, честно говоря, чересчур. Вместо этого К. стала оставлять телефон на зарядке в гостиной.
Без телефона в спальне проблема исчезла сама собой.
Нужна ли мотивация для внедрения привычек?
17 мая 202117 мая 2021
2
1 мин