Отмечаем день рождения Альбрехта Дюрера (550 лет со дня рождения!) при помощи нашей Большой Истории Искусства в 16 томах!
Отношения между итальянским и немецким искусством в конце XV — первой половине XVI в. составляют одну из самых сложных и увлекательных глав в истории европейской культуры. Ключевой фигурой в этом плодотворнейшем взаимообмене был Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, живописец, график и теоретик искусства. Свое первое путешествие в Венецию через Тироль Дюрер совершил в 1494–1495 гг. В городе на лагуне он был поражен синтезом пластики, пространства и цвета у Джованни Беллини и Карпаччо, но его контакты с итальянским искусством включали также знакомство с гравюрами Мантеньи и Поллайоло. В произведениях, созданных после этого пребывания в Венеции, например Поклонении волхвов, хранящемся ныне в Уффици, Дюрер обращается к проблемам изображения природы, впрочем, в сочетании с типично северным интересом к реалистическим подробностям. Во время своего второго пребывания в Венеции, с 1505 по 1507 г., Дюрер полностью овладел основными принципами искусства итальянского Возрождения, такими как перспектива и определение пропорций, к которым он привлек внимание немецких художников и «без которых никто не может стать или быть настоящим художником».
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Поклонение волхвов. Альбрехт Дюрер, 1504 Флоренция, Уффици
СЮЖЕТ
- На переднем плане представлена с многочисленными подробностями сцена поклонения волхвов.
- Их головные уборы украшены мехом, перьями и металлическими пластинками с чеканкой и драгоценными камнями. Даже футляры для даров обретают вид изысканных ювелирных изделий и по форме напоминают тогдашние реликварии
- Если Дева Мария одета просто, в обычные одежды того времени, то, изображая роскошные наряды волхвов, художник дает полную волю своей фантазии.
- Скрупулезное, почти научное внимание, с которым Дюрер подходит к запечатлению действительности, особенно явственно сказывается на том, как переданы побеги растений, пробивающиеся сквозь развалины.
- С той же научной тщательностью художник изображает животных — например бабочку с белыми прозрачными крылышками, присевшую на веточку внизу слева.
- Сцена разворачивается в странной обстановке: руины зданий отсылают к древности, а вдали высится гора, по которой разбросаны домики.
КОМПОЗИЦИЯ
- В композиции преобладает горизонтальное направление, заданное персонажами на переднем плане, которые располагаются параллельно зрителю.
- Действующие лица располагаются на приподнятой площадке; она связана с землей широкими ступенями, данными в ракурсе, что придает картине пространственную глубину. Другие детали, которые этому способствуют, — деревянные опоры яслей, наклоненные к зрителю, основание лежащего на переднем плане мощного бревна и резкий ракурс арки позади волхвов.
- Сцена сужается вдали благодаря увеличенным пропорциям человеческих фигур, а также деталям природы — облакам и растениям.
- Художник поставил дату и свою подпись на камне на переднем плане.
ДЮРЕР И ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
В 1506 г. Дюрер закончил работу над так называемым Праздником чёток для церкви немецкой общины Венеции Сан Бартоломео на Риальто. В этой картине художник приближается к приемам венецианской живописи, выбирая роскошную цветовую гамму с преобладанием голубых тонов, чистых и холодных. Новизна картины состоит в пространственной композиции, монументальной и строго выстроенной, выдающей внимательное изучение итальянского искусства. Здесь также очевидна присущая Северной Европе забота о реалистически тщательном воспроизведении лиц персонажей, что сближает картину с портретом, и склонность к декоративным линиям в обрисовке контура. Эта работа произвела огромное впечатление на венецианских художников, прежде всего на Лоренцо Лотто, благодаря живости поз, праздничной многочисленности персонажей и пейзажному фону, в котором немецкий живописец сохранил отдельные иконографические приемы народного искусства, восходящие к северным гравюрам.
ДЮРЕР И РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКОЙ ГРАВЮРЫ
В XVI в., осознав важность и нужность печатных репродукций-гравюр, художники занялись разработкой и изготовлением гравюр, чтобы расширить арсенал своих художественных приемов и сделать доступными гораздо более широкой публике собственные произведения.
В германских странах в ходе лютеровской Реформации некоторые крупные мастера, например Лукас Кранах, занимались разработкой аллегорических сюжетов для гравюр антипапского и антикатолического содержания. Живописец и график Альбрехт Дюрер всю жизнь создавал множество гравюр в различной технике. Такие работы, ходившие по всей Европе, были очень востребованы и в Италии. Гравюры продавались иногда отдельными листами, как, например, Всадник, Смерть и Дьявол, иногда целыми циклами, как Большие страсти, Малые страсти и Сцены из жизни Девы Марии. Многочисленных итальянских художников, вдохновлявшихся этими гравюрами (от Лотто до Аспертини, от Джорджоне и Тициана до Гауденцио Феррари, от Андреа дель Сарто до Понтормо), поражали в них напряженный драматизм сюжетов и глубокая религиозность, присущая Северу, а с точки зрения техники — удивительная точность и четкость линий.
С появлением печатного станка в середине XV в. произведения искусства стали воспроизводиться во многих экземплярах. Хождение гравюр сделало возможным распространение художественных форм и образцов, способствуя взаимообмену в области изобразительных искусств и складыванию новых стилей — как итальянского, так и общеевропейского. В гравюре работали многие художники, но между Италией и остальной Европой здесь была существенная разница. В Италии художники создавали только образцы (рисунки) для гравюр, а всю техническую часть осуществляли специалисты-граверы, тогда как в Европе художники занимались и собственно процедурой гравирования, перенося рисунок на дерево или металлическую пластину. Первенство в искусстве гравюры держала Германия благодаря прежде всего выдающимся талантам Альбрехта Дюрера, но также таким мастерам, как Лукас Кранах, Мартин Шонгауэр и Корнелис Корт.
В Италии гравюры использовались главным образом для того, чтобы воспроизводить и запечатлевать результаты античных штудий, но также и для того, чтобы знакомить публику со знаменитыми творениями Микеланджело и Рафаэля — такими как свод Сикстинской капеллы или фрески Станцы делла Сеньятура. В частности, график Маркантонио Раймонди внес огромный вклад в распространние работ Рафаэля и римской школы. Из сотрудничества художника с просвещенным графиком родились гравюры, воспроизводившие работы мастера, но и те, что были посвящены совершенно новым сюжетам.
Даже престарелый Тициан прибегал к помощи графика с Севера Корнелиса Корта, чтобы воспроизводить и распространять среди более широкой публики свои работы. А трактаты по архитектуре и альбомы декоративных элементов способствовали распространению архитектурных стилей. Такое широкое хождение форм и образцов сделало возможным их применение во всех областях искусства и ремесла: значимым примером здесь было использование рафаэлевских гравюр при изготовлении так называемой майолики исторического стиля в XVI в.