Найти в Дзене

Контакты с севером: Альбрехт Дюрер в Венеции

Оглавление
Альбрехт Дюрер, Христос и книжники, 1506. Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса.
Альбрехт Дюрер, Христос и книжники, 1506. Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса.

Отмечаем день рождения Альбрехта Дюрера (550 лет со дня рождения!) при помощи нашей Большой Истории Искусства в 16 томах!

Отношения между итальянским и немецким искусством в конце XV — первой половине XVI в. составляют одну из самых сложных и увлекательных глав в истории европейской культуры. Ключевой фигурой в этом плодотворнейшем взаимообмене был Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, живописец, график и теоретик искусства. Свое первое путешествие в Венецию через Тироль Дюрер совершил в 1494–1495 гг. В городе на лагуне он был поражен синтезом пластики, пространства и цвета у Джованни Беллини и Карпаччо, но его контакты с итальянским искусством включали также знакомство с гравюрами Мантеньи и Поллайоло. В произведениях, созданных после этого пребывания в Венеции, например Поклонении волхвов, хранящемся ныне в Уффици, Дюрер обращается к проблемам изображения природы, впрочем, в сочетании с типично северным интересом к реалистическим подробностям. Во время своего второго пребывания в Венеции, с 1505 по 1507 г., Дюрер полностью овладел основными принципами искусства итальянского Возрождения, такими как перспектива и определение пропорций, к которым он привлек внимание немецких художников и «без которых никто не может стать или быть настоящим художником».

Альбрехт Дюрер, Алтарь Паумгертнера и фрагмент: Святой Георгий, 1498–1504. Мюнхен, Старая пинакотека.
Альбрехт Дюрер, Алтарь Паумгертнера и фрагмент: Святой Георгий, 1498–1504. Мюнхен, Старая пинакотека.

Альбрехт Дюрер, Носорог, 1515. Лондон, Британский музей.
Альбрехт Дюрер, Носорог, 1515. Лондон, Британский музей.

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Поклонение волхвов. Альбрехт Дюрер, 1504 Флоренция, Уффици

-4

СЮЖЕТ

  • На переднем плане представлена с многочисленными подробностями сцена поклонения волхвов.
  • Их головные уборы украшены мехом, перьями и металлическими пластинками с чеканкой и драгоценными камнями. Даже футляры для даров обретают вид изысканных ювелирных изделий и по форме напоминают тогдашние реликварии
-5

  • Если Дева Мария одета просто, в обычные одежды того времени, то, изображая роскошные наряды волхвов, художник дает полную волю своей фантазии.
-6

  • Скрупулезное, почти научное внимание, с которым Дюрер подходит к запечатлению действительности, особенно явственно сказывается на том, как переданы побеги растений, пробивающиеся сквозь развалины.
  • С той же научной тщательностью художник изображает животных — например бабочку с белыми прозрачными крылышками, присевшую на веточку внизу слева.
-7
  • Сцена разворачивается в странной обстановке: руины зданий отсылают к древности, а вдали высится гора, по которой разбросаны домики.

КОМПОЗИЦИЯ

  • В композиции преобладает горизонтальное направление, заданное персонажами на переднем плане, которые располагаются параллельно зрителю.
  • Действующие лица располагаются на приподнятой площадке; она связана с землей широкими ступенями, данными в ракурсе, что придает картине пространственную глубину. Другие детали, которые этому способствуют, — деревянные опоры яслей, наклоненные к зрителю, основание лежащего на переднем плане мощного бревна и резкий ракурс арки позади волхвов.
-8
  • Сцена сужается вдали благодаря увеличенным пропорциям человеческих фигур, а также деталям природы — облакам и растениям.
  • Художник поставил дату и свою подпись на камне на переднем плане.

ДЮРЕР И ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО

В 1506 г. Дюрер закончил работу над так называемым Праздником чёток для церкви немецкой общины Венеции Сан Бартоломео на Риальто. В этой картине художник приближается к приемам венецианской живописи, выбирая роскошную цветовую гамму с преобладанием голубых тонов, чистых и холодных. Новизна картины состоит в пространственной композиции, монументальной и строго выстроенной, выдающей внимательное изучение итальянского искусства. Здесь также очевидна присущая Северной Европе забота о реалистически тщательном воспроизведении лиц персонажей, что сближает картину с портретом, и склонность к декоративным линиям в обрисовке контура. Эта работа произвела огромное впечатление на венецианских художников, прежде всего на Лоренцо Лотто, благодаря живости поз, праздничной многочисленности персонажей и пейзажному фону, в котором немецкий живописец сохранил отдельные иконографические приемы народного искусства, восходящие к северным гравюрам.

Альбрехт Дюрер, Праздник чёток, 1506. Прага, Народный музей.
Альбрехт Дюрер, Праздник чёток, 1506. Прага, Народный музей.

Альбрехт Дюрер, Четыре апостола, 1526. Мюнхен, Старая пинакотека.
Альбрехт Дюрер, Четыре апостола, 1526. Мюнхен, Старая пинакотека.

ДЮРЕР И РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКОЙ ГРАВЮРЫ

В XVI в., осознав важность и нужность печатных репродукций-гравюр, художники занялись разработкой и изготовлением гравюр, чтобы расширить арсенал своих художественных приемов и сделать доступными гораздо более широкой публике собственные произведения.

В германских странах в ходе лютеровской Реформации некоторые крупные мастера, например Лукас Кранах, занимались разработкой аллегорических сюжетов для гравюр антипапского и антикатолического содержания. Живописец и график Альбрехт Дюрер всю жизнь создавал множество гравюр в различной технике. Такие работы, ходившие по всей Европе, были очень востребованы и в Италии. Гравюры продавались иногда отдельными листами, как, например, Всадник, Смерть и Дьявол, иногда целыми циклами, как Большие страсти, Малые страсти и Сцены из жизни Девы Марии. Многочисленных итальянских художников, вдохновлявшихся этими гравюрами (от Лотто до Аспертини, от Джорджоне и Тициана до Гауденцио Феррари, от Андреа дель Сарто до Понтормо), поражали в них напряженный драматизм сюжетов и глубокая религиозность, присущая Северу, а с точки зрения техники — удивительная точность и четкость линий.

Альбрехт Дюрер, Меланхолия, 1514. Карлсруэ, Государственная художественная галерея, Кабинет гравюр.
Альбрехт Дюрер, Меланхолия, 1514. Карлсруэ, Государственная художественная галерея, Кабинет гравюр.

Альбрехт Дюрер, Всадник, Смерть и Дьявол, 1513. Карлсруэ, Государственная художественная галерея.
Альбрехт Дюрер, Всадник, Смерть и Дьявол, 1513. Карлсруэ, Государственная художественная галерея.

Альбрехт Дюрер, Святой Иероним, 1514. Карлсруэ, Государственная художественная галерея.
Альбрехт Дюрер, Святой Иероним, 1514. Карлсруэ, Государственная художественная галерея.

С появлением печатного станка в середине XV в. произведения искусства стали воспроизводиться во многих экземплярах. Хождение гравюр сделало возможным распространение художественных форм и образцов, способствуя взаимообмену в области изобразительных искусств и складыванию новых стилей — как итальянского, так и общеевропейского. В гравюре работали многие художники, но между Италией и остальной Европой здесь была существенная разница. В Италии художники создавали только образцы (рисунки) для гравюр, а всю техническую часть осуществляли специалисты-граверы, тогда как в Европе художники занимались и собственно процедурой гравирования, перенося рисунок на дерево или металлическую пластину. Первенство в искусстве гравюры держала Германия благодаря прежде всего выдающимся талантам Альбрехта Дюрера, но также таким мастерам, как Лукас Кранах, Мартин Шонгауэр и Корнелис Корт.

Мартин Шонгауэр, Бичевание. Корто ди Мамиано, Фонд Маньяни Рокка. Маркантонио Раймонди, Скалолазы. Флоренция, Уффици, Кабинет рисунков и гравюрных штудий
Мартин Шонгауэр, Бичевание. Корто ди Мамиано, Фонд Маньяни Рокка. Маркантонио Раймонди, Скалолазы. Флоренция, Уффици, Кабинет рисунков и гравюрных штудий

В Италии гравюры использовались главным образом для того, чтобы воспроизводить и запечатлевать результаты античных штудий, но также и для того, чтобы знакомить публику со знаменитыми творениями Микеланджело и Рафаэля — такими как свод Сикстинской капеллы или фрески Станцы делла Сеньятура. В частности, график Маркантонио Раймонди внес огромный вклад в распространние работ Рафаэля и римской школы. Из сотрудничества художника с просвещенным графиком родились гравюры, воспроизводившие работы мастера, но и те, что были посвящены совершенно новым сюжетам.

Маркантонио Раймонди, Скалолазы. Флоренция, Уффици, Кабинет рисунков и гравюрных штудий
Маркантонио Раймонди, Скалолазы. Флоренция, Уффици, Кабинет рисунков и гравюрных штудий

Даже престарелый Тициан прибегал к помощи графика с Севера Корнелиса Корта, чтобы воспроизводить и распространять среди более широкой публики свои работы. А трактаты по архитектуре и альбомы декоративных элементов способствовали распространению архитектурных стилей. Такое широкое хождение форм и образцов сделало возможным их применение во всех областях искусства и ремесла: значимым примером здесь было использование рафаэлевских гравюр при изготовлении так называемой майолики исторического стиля в XVI в.