ФПК с конца мая назначает беспересадочные вагоны по маршруту Москва – Осташков. Когда-то по этому направлению ходил целый поезд, но в последние годы сообщение было остановлено. Между тем, это интересный маршрут на выходные для любителей железных дорог и не только. Ведь Осташков стоит на берегу Селигера.
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.
От запустенья до ретро-тяги
Город Осташков находится в Тверской области и стоит на Бологое-Полоцкой железной дороге. Эта дорога с недавних пор является заповедной, потому что там сохранилось множество построек начала ХХ века.
Вот схема дороги.
Кстати, в Дзене есть прекрасный канал «Заповедная магистраль», который ведет машинист из Осташкова.
Когда-то в Осташков и через Осташков ходило много поездов. Помимо очевидных Осташков – Москва и Осташков – Петербург, здесь проходили поезда и более экзотических маршрутов. Например, Петербург – Великие Луки, Ленинград – Полоцк и даже Киев – Мурманск. Я не говорю про обилие пригородных поездов типа Бологое – Великие Луки, Осташков – Торжок, а бывало, что и Осташков – Тверь.
В последние годы, однако, железнодорожные власти сильно проредили поезда по этому направлению. Единственным регулярным поездом, который остался в Осташкове, был пригородный поезд Бологое – Великие Луки. Да и то, по полному маршруту он ходит не каждый день. В некоторые дни он «обрезан» как Бологое – Осташков.
Еще два раза в неделю из Осташкова ходит пригород до Кувшиново. Когда-то он доезжал до Торжка, но со временем его тоже сократили. Вот и все радости.
Пару лет назад пригородный поезд Бологое – Великие Луки на участке от Бологое до Осташкова по субботам стал ходить под паровозом. Это было еще до «Рускеальского экспресса» и регулярного паровоза из Ярославля в Рыбинск. Так что осташковский ретро-поезд был первым. Сегодня паровая тяга на маршруте сохраняется, причем с этой весны паровоз ходит не только по субботам, но и по воскресеньям.
Этот пригородный поезд в Бологое стыкуется с «Сапсанами» и «Ласточками», которые идут из Москвы и Петербурга.
Регулярный поезд, который ходит 20 раз в год
А вот с прямым сообщением швах. Из Петербурга в Осташков поезд ходит несколько раз в год. На моей памяти, это единственный регулярный поезд с таким странным графиком. Я знаю, что есть направления, где периодически, несколько раз в год к праздникам, назначают дополнительные поезда. Но поезд №189/190 Петербург – Осташков – не дополнительный, а регулярный. И на год вперед известно, какими датами он пойдет.
Он курсирует с мая до конца августа по субботам из Петербурга в Осташков и по воскресеньям обратно. И еще несколько рейсов – на новогодние и майские праздники. Всего выходит не больше 20 раз в год. Причем из-за того, что участок от Бологое до Осташкова может работать только днем – поезд уходит из Осташкова в Петербург по воскресеньям достаточно рано (в 12:58) и, по сути, является дневным. В Петербург он прибывает около 21 часа. Это, конечно, сильно портит ему заполняемость – на выходные в Осташков ехать на нем становится не очень удобно.
Но если с Петербургом сообщение налажено хоть как-то, то в Москву прямого поезда не было с 2015 года.
Хотя когда-то, в 1950-е, был даже фирменный поезд Москва – Осташков «Селигер». Он ходил почти через Бологое – чуть-чуть не доезжая до этой станции, в районе Бушевца сворачивал он на Бологое-Полоцкую железную дорогу.
В 2010-е годы продолжал ходить поезд №603/604 Москва – Осташков, причем интересным маршрутом – через Торжок. С ним связана интересная история. Когда-то он имел номер 665/666, но жители протестовали против «дьявольского числа». Тогда номер сменили.
А с 2015 года железнодорожное сообщение с Москвой прекратилось совсем. Этим, конечно, тут же воспользовались маршрутчики.
Новые вагоны в Москву
И вот 29 мая 2021 года из Москвы в Осташков отправятся первые беспересадочные вагоны. Один купейный и один плацкартный вагон будут уходить по субботам с Ленинградского вокзала столицы в районе 1:30 ночи с поездом №128 Москва – Петербург.
В Бологое вагоны будут отцеплять и перецеплять к тому самому редкому поезду №189 Петербург – Осташков. В Осташков они будут прибывать в 9:28.
В обратную сторону вагоны пойдут из Осташкова по воскресеньям в 12:58. В Бологое их прицепят к поезду Петербург – Новороссийск, вместе с которым они будут прибывать на Восточный вокзал Москвы в Черкизово в 23:18. Интересно, что дальше эти же вагоны пойдут в Новороссийск, но прямая Осташков – Новороссийск закрыта. Это значит, что в Черкизово из них выйдут все пассажиры, приехавшие из Осташкова, и зайдут новые, которые купили билеты из Москвы на юг.
Зачем ехать в Осташков
Притом, что сообщение организовали откровенно «криво», надо признать, что это лучше, чем ничего. Осташков может быть интересен туристу из Москвы.
Во-первых, теперь будет проще планировать поездку на выходные, комбинируя поезд дальнего следования с ретро-поездом на паровозной тяге. Следует однако помнить, что экскурсия для туристов ретро-поезда на станции Куженкино проходит только при следовании поезда из Бологое в Осташков. То есть, чтобы охватить все, стоит ехать «туда» до Бологое на «Сапсане» и ретро-поезде, а назад уже в беспересадочных вагонах.
Во-вторых, летом в Осташкове есть прогулочные туры по Селигеру на корабликах.
В-третьих, можно съездить в монастырь Нило-Столобенская Пустынь, расположенный на острове на Селигере.
В-четвертых, в Осташкове есть пара симпатичных музеев – забытых вещей и краеведческий с хорошей смотровой площадкой на озеро.
В-пятых, можно съездить к истоку Волги. Правда, это не близко и нужно брать такси.
В-шестых, в Осташкове продают вкусную рыбку горячего копчения и чудесные местные пряники.
Наконец, в-седьмых, те, кто любит железнодорожный экстрим, могут спланировать свою поездку так, чтобы, к примеру, в Осташков приехать в субботу, а в воскресенье осмотреть из окна пригородного поезда вторую часть БПЖД – от Бологое до Великих Лук.
Экстрим будет заключаться в том, что в Великих Луках у пассажиров для пересадки на поезд №64 Псков – Москва будет всего девять минут.