Предлагаем познакомиться с правилами обращения со светом при съемке на телефон, с самыми востребованными в мире фотографии ракурсами. По традиции (детальнее про мобильную съёмку говорим здесь), примеры будут рассматриваться на опыте фотографа Алексея Соколова в сети Instagram.
Ценные и актуальные ракурсы
Три наиболее используемых: фронтальный, три четверти сверху, и сверху (флэтлей).
- При фронтальной съемке телефон держите прямо, направляйте непосредственно на модель или предмет. Этот ракурс больше остальных подходит для съемки портретов, но существуют нюансы.
«Снимая сидячего человека, сядьте на его уровне, чтобы избежать искажений. Если модель фотографируется в полный рост, не снимайте ее с уровня глаз. Так делаются портреты крупным планом, к примеру, если фотографируете только голову. Если снимок захватывает до пояса, то спускайте телефон до пояса»
– объясняет Алексей Соколов. При такой съемке получаются комплементарные портреты. Это пресекает фокусные искажения и сохраняет пропорции тела. Широкомасштабных фотографий вообще стоит избегать – появятся искажения. Фотограф советует пользоваться портретным объективом и отходить дальше при съемке.
- Следующий ракурс «три четверти сверху». Он для предметных съемок и фудкомпозиций. При нем камера поднимается чуть меньше, чем при фронтальной съемке. Это нечто среднее между фронтальным ракурсом и раскладкой. Он пришел к нам из живописи, а именно из изображения натюрмортов. Позволяет заглянуть в чашку на столе, увидеть, что разложено на тарелке. Это естественный ракурс: мы видим в нем, когда сидим за столом. Также ракурс используется в будуарной съемке.
- На очереди флэтлей.
«Я сделал первый снимок в Instagram в ракурсе флэтлей»
– делится Алексей Соколов. Название происходит от «flat» – плоский и «lay» – лежать. Ему уже около 15 лет, чаще всего раскладки встречаются в модных журналах и в фудиндустрии.
«Нужно держать телефон строго параллельно плоскости, относительно которой вы фотографируете. Можно закрепить телефон на штативе. Особенно хорошо будет смотреться в этом ракурсе композиция лайфстаил (фотографии, отражающие жизнь в естественной среде с искренними эмоциями и без позирования). Одежда в кадре может быть помята, нет идеальной пенки капучино, позволяется уже допитая чашка – так создается эффект, словно человек только покинул кадр. Хорошо будут смотреться в кадре руки, флэтлей передаст образ занятости. К примеру, композиция с ноутбуком – классическая вещь, подходящая под любую сферу деятельности».
Естественный свет для съемок
Поговорим о свете. Действительно, куда без света, ведь даже само слово фотография произошло от слова «fotos» – свет. При работе с кадром надо следить за световыми условиями. Во-первых, избегайте жестких теней – неплохой инструмент, полезный, но сложный для начинающих. Гораздо проще работать с мягким светом. В солнечный день всегда лучше фотографировать у окна, также при солнце можно играть с тенями и снимать в режимное время.
Что же такое жесткий свет? Это явление полудня: четкие тени с явно выраженными, жестко очерченными краями. Верхний свет сам по себе плохой вариант – он искажает модель. Поэтому не следует снимать с открытым солнцем в районе полудня, но если выбора нет, то поместите модель в тень или дождитесь, когда солнце скроется за облаками. Из этого вытекает вторая рекомендация – выбирайте мягкий свет.
«Мы его получаем, когда нет прямых лучей, солнце чем-либо скрыто. Мы наблюдаем это в средней полосе страны»
– говорит фотограф. Мягкий свет поможет делать эффектные снимки, даже если человеческому глазу кажется, что свет тускловат. Затемнение убирает лишние блики, делает модель визуально стройнее, подчеркивая рельеф лица, затеняя одну из ее сторон. Такой свет универсален и подходит под разные сюжеты: динамика, спортивные зарисовки, пейзажи, город, предметная съемка.
«Если вы снимаете у окна при дневном свете, рекомендую его оградить, повесив полупрозрачные занавески, превратив жесткий свет в мягкий. Касательно цвета, пусть будет бежевый, светло-серый, в идеале белый – это необходимо для избежания нежелательного цветового фона на изображении. – задумывается Алексей, – Фактуры льна, дерева, ткани, вязаных вещей хорошо выглядят в мягком свете».
Используйте его и для съемки еды, но не путайте с рекламным освещением. Пододвиньте к окну стол, позаботьтесь о фоне – получится замечательная композиция.
«Для поиска фонов обратите ко множеству магазинчиков в Instagram, в той же IKEA можно найти доски или полки из дерева, спецмагазины предлагают мраморные и каменные поверхности. Кроме фона вам может пригодиться и отражатель, стоящий напротив окна и подсвечивающий теневую сторону композиции».
В солнечный день дождитесь вечера, мягкий свет выпадает на промежуток 15-18 часов дня. Если взялись работать с жестким светом, пользуйтесь режимом HDR. Для работы с таким освещением выбирайте правильную точку для получения четких теневых впадин и разграничения контура. Дома с таким светом удобно играть с тенями и бликами. Эффект бликов от стекла называется каустика. Вновь это работает лучше с мягким светом.
Для съемок прекрасно подходит режимное время или «золотой час» – это час примерно за час до заката/первый час после рассвета.
«Не путайте с синим часом, который идет после заката или до рассвета. У него другой характер, и для съемок не приспособлен»
– комментирует Алексей Соколов. В золотой час солнце низко, оно комплиментарно по отношению к моделям, имеет золотистый оттенок. На закате любые сюжеты прекрасно смотрятся: селфи, профессиональная съемка, пейзажи, натюрморты, комнатные композиции.
«Многое в этом освещении эффектно, даже само закатное небо – уже сюжет, кадр-отбивка – красивая, но не наделенная смыслом. Невозможно каждый кадр в ленте Instagram им наделить. Облака вообще красивы, особенно, если принимают вид определенных фигур. Фотографируйте их друзья, это очень красиво»
– советует фотограф.