Найти в Дзене
Prophetmaster Audio

Полный усилитель конца 70-х: Optonica SM-4646 (Sharp)

Optonica SM-4646 является полным усилителем от известного всем производителя популярных переносных аппаратов - от компании Sharp. Выпускали усилитель недолго - буквально пару лет, начиная с 1977 года. Мне попался европейский вариант на 220 В, стоил в Германии в 1978 году 1190 DM. Версия для внутреннего рынка имела другие цифры в названии: Optonica SM-3510. Под брендом "Optonica" компания Sharp изготавливала стационарные аудиокомпоненты, расширяя свой ассортимент, чтобы внедриться на рынок Hi-Fi аудиоиндустрии. Однако данный бренд не прижился, в результате, и компания вновь сосредоточила основные усилия на магнитолах и музыкальных центрах. Стоит упомянуть, что были Hi-Fi компоненты, выпущенные и под маркой Sharp - ресивер Sharp STA-41, например (из того, что было у меня). Усилителей под маркой "Optonica" выпущено было много моделей, а Optonica SM-4646 являлся верхним в линейке.

Про него много написано хвалебных статей, вплоть до возведения в ранг Hi-End, так что будет интересно его протестировать и сформировать свое мнение. Несколько лет назад видел и слышал такой усилитель в системе у знакомого, но ко мне в руки он попался впервые. Бонус: аппарат не копаный, в отличном косметическом и техническом состоянии, что очень обрадовало.

Optonica SM-4646
Optonica SM-4646

Технические параметры, заявленные производителем:

-3

Когда взял в руки усилитель, вынимая из упаковки, то удивил его вес, который показался слишком большим для такого размера корпуса, и еще, было ощущение, что корпус монолитный - не было привычного небольшого "гуляния" верхней крышки. Это и не удивительно: вскрытие показало, что усилитель имеет прочное стальное шасси, а верхняя крышка прикручивается аж на 14 винтов М4 (по 7 шт. с каждой стороны) Хотя в сервис мануале указано, что по 5 винтов с каждой стороны.

Крепление верхней крышки
Крепление верхней крышки

Дополнительную прочность придает радиатор, который крепится снизу к шасси, а верхней частью - к передней панели через горизонтальную планку, образуя совместно с шасси поперечный "прямоугольный профиль" на всю ширину усилителя:

Optonica SM-4646, вид со стороны верхней крышки с установленной панелью жесткости
Optonica SM-4646, вид со стороны верхней крышки с установленной панелью жесткости

Радиатор еще и отделяет силовую часть усилителя от всей остальной схемы. Блок питания усилителя содержит три экранированных трансформатора: один, небольшого размера - для питания каскадов предварительного усиления и два мощных - в блоке питания оконечников. Оконечник построен по принципу "Двойное моно". Габаритная мощность больших трансформаторов не менее, чем по 200 Вт, что для усилителя 95 вт на канал является вполне достаточным.

Сдвоенный электролит Nichicon
Сдвоенный электролит Nichicon

В фильтре питания пара сдвоенных ёмкостей (2х 6800 мкФ\63 В) - очень неплохо для 70-х годов. Далеко не в каждом Hi-Fi усилителе тех лет можно было найти 27000 мкФ суммарно, не считая мелких электролитов. Большие электролиты оказались в норме, а вот с мелкими дела обстоят хуже - параметры поплыли уже у половины. Было принято решение поменять их все, на электролиты Nichicon разных серий. Всего, под замену, пошло 55 штук.

Выпаянные электролиты
Выпаянные электролиты

Многие из них на 80 В и на 100 В, а сейчас вместо 80 В чаще всего удается подобрать замену только на 100 В, так что дешево отделаться от него не получится:).

Optonica SM-4646, вид изнутри  со стороны верхней крышки
Optonica SM-4646, вид изнутри со стороны верхней крышки

Замена конденсаторов в этом усилителе занятие кропотливое и требует аккуратности - платы в передней части нужно снимать, так как их там 4 и установлены они одна над другой попарно. Провода не имеют разъемов и они моножильные - несколько раз плату пошевелить и могут обломиться. Платы оконечника имеют доступ с двух сторон, но на обратной стороне немного мешаются жгуты проводов.

Optonica SM-4646, вид изнутри  со стороны нижней крышки
Optonica SM-4646, вид изнутри со стороны нижней крышки

Схемотехника усилителя дискретная, на выходе установлены транзисторные сборки, содержащие внутри себя только по два составных транзистора Дарлингтона, с обвязкой из диодов и резисторов. Оконечные каскады работают в классе АВ с небольшим током покоя.

Транзисторная сборка оконечного каскада (пара Дарлингтонов)
Транзисторная сборка оконечного каскада (пара Дарлингтонов)

ММ корректор для винила тоже выполнен на дискрете, но элементы коррекции находятся в цепи общей ООС. Он неплохо играет, но ничего выдающегося я не услышал. Интересно, что входов для проигрывателя винила два, но только у одного регулируется усиление, и только у другого можно выбрать входное сопротивление: 22 кОм, 47 кОм или 100 кОм.

Оснащен усилитель очень хорошо: регуляторы громкости и баланса, отключаемый темброблок с двухпозиционным переключателем АЧХ, сабсоник фильтр НЧ на 10 Гц и 30 Гц, фильтр ВЧ на 7 кГц и 20 кГц, отключаемая тонкомпенсация на два положения - подъем только НЧ и подъем на НЧ + ВЧ, селектор выбора АС (можно подключать 2 пары), режим приглушения громкости "Mute", два линейных входа, коммутация двух магнитофонов на воспроизведение, запись и перезапись с одного на другой (еще два линейных входа), селектор режимов моно\стерео, с реверсом каналов в стерео, выбором только левого или только правого канала и суммированием каналов в моно режиме, а также выход на наушники и возможность использования полного усилителя как пред, или как оконечник. Для этого нужно удалить перемычки между разъемами на тыловой панели.

Вид со стороны тыловой панели
Вид со стороны тыловой панели

Акустические терминалы пружинные, можно зажать провод до 2.5 мм в диаметре, но с трудом, лучше чуть тоньше.

Акустические терминалы
Акустические терминалы

По звучанию мне он понравился. Пишут, что "это лучший усилитель всех времен и народов по соотношению цены и качества", что "относится к категории Hi-End" - с этим не согласен, но аппарат действительно хороший, в своем классе один из лучших, однозначно. Он строит сцену, отрывает звук от АС, не боится большой громкости - не переходит на крик с её увеличением и не заваливает края диапазона. Это вполне предсказуемо, когда не экономят на блоке питания. У Optonica SM-4646 мощный бас и прозрачные ВЧ. Но музыкальное разрешение у него не самое высокое, как и микродинамические показатели. Когда его слушал, то на хорошо знакомых записях мне не хватало музыкальной информации, то есть, что-то он съедает, все-таки. В принципе, так делают все усилители этой ценовой категории, поэтому ничего страшного в этом нет. Многие "съедают" куда больше.

Optonica SM-4646
Optonica SM-4646

Что хотелось бы еще заметить - это наличие транзисторных сборок в оконечном каскаде. Если сгорит, то найти такую сейчас будет непросто и дорого. Хотя, схема каскада в сервис мануале есть - 4 отдельных транзистора с обвязкой можно распаять на радиаторе, если уж совсем припрет. Сервис мануал есть в свободном доступе в сети.

Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои.

Добавил эту статью сюда: Винтажные полные усилители в моих обзорах

Мои статьи о винтажных проигрывателях винила

Мои статьи о винтажных ресиверах

Мои статьи о кассетных деках

Мои статьи об импортных винтажных магнитолах

Мои статьи о катушечных магнитофонах

Мои статьи про аудио аппаратуру из СССР

Мои статьи о винтажных тюнерах и портативных приемниках

Ламповые усилители в моих обзорах

Цифровые источники звука в моих обзорах

Оконечные и предварительные усилители в моих обзорах

Все публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

С уважением, О. Шаманков ( Prophetmaster )