90 лет назад англичанин Олдос Хаксли "пошутил", изобразив в своём сатирическом романе «Прекрасный новый мир» — будущее в 2541-м году, каким он его себе представлял. Или точнее — боялся представить.
Роман написан в жанре антиутопии. Это когда автор сам бы не хотел оказаться в том месте, или обществе, которое придумал. Есть греческий синоним, который ещё точнее описывает жанр, но, почему-то, не прижился — какотопия. Буквально означает — "плохое место".
Итак, какой же какотопии боялся английский писатель в далёком 1931-м году и насколько мы приблизились к "прекрасному новому миру"?
(не путать с утопией Навального «Прекрасная Россия будущего»)
В мире Хаксли люди не рождаются естественным путём, а выращиваются в инкубатории — высокоавтоматизированном заводе по производству людей пяти различных видов.
Общество разделено на касты от альф до эпсилонов. Альфы наиболее развиты интеллектуально и физически, ходят в одеждах серого цвета (цветовая дифференциация штанов) и выполняют работу управленцев.
Беты — "белые воротнички" или "офисный планктон". Ходят, однако, в красном. Гаммы — "синие воротнички" — рабочие специальности, которых Хаксли нарядил в зелёное. Дельты цвета хаки — обслуживающий персонал. И, наконец, Эпсилоны — обезьяноподобные полукретины, как их описывает сам автор — неквалифицированные рабочие, носят чёрное.
У всех каст, кроме альф, искусственно снижен умственно-телесный уровень. Ещё на этапе эмбрионов их развитие было угнетено этиловым спиртом и снижением подачи кислорода.
Важная составляющая часть системы дивного нового мира— гипнопедия, то есть обучение под воздействием гипноза. Людям с детства прививается гордость за принадлежность к своей касте, почтение к более высшим кастам и пренебрежение к более низшим. А также общепринятые ценности и правила поведения в обществе.
Ценности такие: больше потребления товаров и услуг (чтобы стимулировать производство). Больше беззаботных развлечений (чтобы стимулировать соответствующую индустрию). Беспорядочная половая жизнь (чтобы быть психически здоровым, согласно учению Фрейда).
Все должны быть счастливы. Любые негaтивные эмоции, если они возникают, принято глушить сомой — нapкoтикoм или трaнквилизaтopoм, который не имеет похмeльного синдрома, но, к возрасту 60-ти лет, приводит человека к cмepти.
«Сомы грамм — и нету драм!» Медицина в прекрасном мире Хаксли хорошо развита и люди к 60-ти годам выглядят лет на 30-ть и умиpaют молодыми и красивыми. Долгая жизнь не предусмотрена системой.
Более того, техническое развитие общества позволяет освободить человека от большинства работ, передав их машинам. Но работа искусственно оставляется людям. Исключительно для того, чтобы занять их свободное время. А это точно про 26-й век, а не про наше время?
А ещё в дивном новом мире есть резервации, там живут дикари, которые не приняли правила системы. Точнее не живут, а влачат жалкое существование. Дикарский заповедник!
Куда цивилизованные люди летают на экскурсии. И потом пачками постят фото в инстаграме. А нет, Хаксли про это не мог знать!
Короче дауншифтеры, которые, однако, не могут вернутся в цивилизацию, даже если захотят.
Семьи в прекрасном новом мире как таковой нет. Слова "мать" и "отец" — ругательные. Общество похоже на муравейник, где каждому отведена своя роль, каждый сам по себе — ничто и принадлежит всем. Нет ничего, способного вызвать сильные чувства.
– Все говорят, что я ужасно пневматична, – задумчивым тоном сказала Ленайна, похлопывая себя по бедрам.
– Ужасно, – подтвердил Бернард, но в глазах его мелькнула боль
Сериал, кстати, существенно отличается от книги. Там дикарь поднял восстание эпсилонов, которые осознали своё место в системе и возмутились. Но система ответила перезагрузкой и восстановилась, а дикарь снова стал дауншифтером. После первого же сезона сериал был закрыт, продолжения не будет.
В книге же, Прекрасный новый мир просто переварил дикаря и система даже не пошатнулась.
Хаксли в 1931-м, также как Оруэлл в 1948-м и так же как Замятин в 1920-м, антиутопией которого они оба были вдохновлены, больше всего боялся тоталитарной власти. Тоталитаризм пытались высмеять они в своих антиутопиях. В то время они видели его главным образом в СССР. Не замечая, как говорится, бревна в собственном глазу.
Советский философ, исследователь марксистско-ленинской диалектики Эвальд Ильенков хорошо про это сказал:
Рисуя по внешним приметам «современный коммунизм», эти авторы на самом деле прочерчивают линию дрейфа капиталистического строя жизни. Потому-то эти кошмары так и пугают интеллигента «западного мира». Нас они не пугают. Мы понимаем эти тенденции как наш вчерашний, хотя и не до конца еще пережитый день...
Эх, Ильенков... Уже не вчерашний день, а снова сегодняшний.
Ещё по теме:
Оруэлл «1984»
Нам нужна невесомость и гигантские растения!
Первый раз посмотрел «Кин-Дза-Дза» в 10 лет и ничего не понял. Сейчас мне 40 и я в нём живу