Во время тяжелой борьбы за трон Набонид проявил себя как незаурядный мастер дворцовой интриги, умеющий мыслить нестандартно и находить общий язык со своими противниками. Во время своего правления он также неоднократно принимал неожиданные для окружающих решения, порой настолько нестандартные, что даже сейчас, тысячелетия спустя, историки порой задаются вопросом: Кем же на самом деле был Набонид, гениальным политиком или терзаемым припадками помрачнения рассудка безумцем?
Другие статьи из серии "Гибель Нововавилонского царства":
Противостояние Мидийского царства и Вавилонии
Вавилон после смерти Навуходоносора
В ночь на 7 октября 562 г. до н. э. скончался великий государственный деятель и ничуть не менее великий полководец Навуходоносор. Заезженное выражение, но по-другому сказать сложно, вместе с этим человеком ушла целая эпоха. Великое Ассирийское царство, от одного названия которого начинали дрожать коленки у самых «отмороженных» храбрецов, великая война и великий союз. Последующая война за передел мира и начало смертельной вражды между бывшими соратниками - вся эта эпоха уходила вместе с великим царем, вместе с ним уходило в прошлое короткое величие Нововавилонского царства. Сразу же после смерти Навуходоносора началась схватка за власть, в которой сошлись халдейские князья и вавилонские олигархи. В результате бескровной, но от того не менее напряженной схватки, победа досталась военачальникам Навуходоносора и царем был провозглашен его старший сын Амель-Мардук.
Но альянс чиновников, клириков и толстосумов не отказался от своих целей, и царствование Амель-Мардука получилось не слишком удачным. Чуть менее чем через два года сын Навуходоносора остался в одиночестве, растеряв сторонников и друзей и лишившись поддержки «народных масс». Далее был сговор халдейской элиты с вавилонским олигахатом, заговор и убийство вавилонского царя, который не слишком удачно властвовал один год и десять месяцев. Руководитель заговора и, заодно, новый царь Вавилонии – Нериглиссор (Нергал-шарру-уцур) «надел венец» в 560 г. до н.э., он зарекомендовал себя довольно толковым монархом и немало сделал для восстановления авторитета Вавилонии, несколько поблекшего в царствование Амель-Мардука. Однако Нергал-шарру-уцур, бывший еще соратником Навуходоносора, не мог похвастаться молодостью и здоровьем, смерть оборвала его царствование весной 556 г. до н.э., через три года и восемь месяцев после восшествия на престол (Подробнее ЗДЕСЬ: Вавилон после смерти Навуходоносора) .
После смерти Нериглиссора снова встал извечный вопрос: Из какого «лагеря» будет новый вавилонский царь? Опираясь на верные им войска, халдейские вельможи объявили царем Вавилонии несовершеннолетнего сына Нергал-шарру-уцура - Лабаши-Мардука. Однако и их оппоненты на этот раз заранее подготовились к борьбе, не позднее середины мая 556 г. до н.э. они провозгласили царем Вавилонии собственного претендента – вавилонского аристократа Набонида (Набу-наида). В дошедших до нас документах той эпохи, Набонид впервые именуется царем в надписи датируемой 18 мая 556 года до н.э. «Кандидат в цари» от олигархов был не просто ставленником крупнейших рабовладельцев, высшего жречества и богатейших торговцев, альянса, составляющего высшую аристократию Вавилона и союзных ему городов (Барсиппа, Сиппар, Кута и т.д.), он был одним из них. Выходец из семьи богатейших рабовладельцев, тесно связанных с высшим жречеством Вавилонии, потомственный аристократ, избравший для себя карьеру «государственного чиновника» и опытный царедворец, он был чужим для халдейской служилой аристократии и уже только поэтому вызывал у них резкое неприятие.
Халдейские князья отказывались признавать Набонида и продолжали именовать царем Лабаши-Мардука. При этом за их спиной стояли наиболее боеспособные воинские отряды Вавилонии, состоящие, в большинстве своем, из халдеев. Вавилонская аристократия стояла за Набонида, при этом у нее тоже хватало вооруженных подручных: храмовая стража, наемники, личные дружины аристократов, всяческие прихлебатели и зависимые общинники. Качеством это войско могло уступать халдейским отрядам, но зато превосходило их в количестве, так что в случае начала гражданской войны заваруха могла выйти знатная. Ненужность и опасность подобной резни понимали все, и хадеи, и олигахат. Опасный сосед – Мидийское царство, он ведь никуда не делся, только дай повод. Конечно, Нериглиссор с мидийцами замирился, но его уже не стало, а среди «текущих» царей Вавилонии никто не мог похвастаться родственными связями с Астиагом. Так что, в случае начала гражданской войны, можно было со стопроцентной вероятностью ждать в гости мидийцев.
Выхода не было, пришлось опять договариваться. Авторство этого ловкого политического трюка обычно приписывают Набониду, но, возможно, это было «коллективное творчество» или даже давно отработанный типовой выход в случае подобных ситуаций. Как бы то ни было, Набонид «повел под венец» вдову Навуходоносора II – бывшую египетскую принцессу Нитокрис (Нейтакерт). Кроме того, он усыновил царевича Валтасара (Бэл-шар-уцура), ребенка Навуходоносора II и Нитокрис. Без сомнения, Валтасар имел больше прав на царскую корону, нежели Лабаши-Мардук, отец последнего – Нериглиссор стал править Вавилонией исключительно в силу договоренности между вавилонскими аристократами и халдейской верхушкой. Таким образом, перспектива передачи в будущем царской власти сыну Навуходоносора, устроила халдеев больше, чем война, с непредсказуемым результатом, за несовершеннолетнего сына Нериглиссора. Видимо, кандидатура Валтасара, как будущего царя Вавилонии, устраивала и вавилонскую аристократию, говоря о наследнике Набонида, В. А. Белявский отмечает что он «...был связан с деловыми кругами Вавилона, в частности с домом Эгиби ...».
Трагическая история несчастного Амель-Мардука повторилась с Лабаши-Мардуком, после того как вавилонские олигархи договорились с халдеями царевич стал не нужен и вскоре, предположительно в июне 556 г. до н.э., был обвинен в узурпации власти и убит. Относительно причин приведших его к смерти существуют и другие предположения. Например, такое: «... малолетний сын его (Нериглиссора) Лабаши-Мардук был убит «друзьями» через 9 месяцев, ибо, как говорит Берос, «проявлял во многих отношениях дурные наклонности», или, по словам Набонида, «не умел править и против воли богов сел на престол». Очевидно, юный царь стал проявлять самостоятельный характер, вопреки ожиданиям жрецов — «друзей» его отца; он «не умел править» в их духе, а потому был ими устранен ...» Б. А. Тураев. Существуют также различные версии происхождения Валтасара, некоторые ученые считают его родным сыном Набонида.
Набонид смог получить вожделенный трон, «меня ввели во дворец; все бросились мне в ноги, целовали их, приветствовали мое царство. По повелению Мардука, моего господина, возведен я на царство над страною. Они восклицали: «отец страны, нет ему подобного». Я — могучий посланник Навуходоносора и Нериглиссора, царей, бывших до меня. Их люди доверены мне, против их повелений я не буду погрешать, их духу я буду угождать. Эвиль-Меродаху и Лабаши-Мардуку (я не буду подражать), ибо они преступили их заветы». Он победил благодаря тому, что сложившаяся политическая обстановка вынудила противоборствующие фракции пойти на компромисс. При этом была сделана уступка халдейским вельможам, требовавшим, чтобы царем Вавилонии стал непременно халдей, Набониду пришлось поделиться властью и согласиться на соправителя, каковым фактически и стал в будущем Валтасар. Был, хотя бы отчасти и чисто внешне, соблюден даже принцип наследования власти, так или иначе, Набонид породнился с царской семьей, прежде чем «залезть на трон».
Во время тяжелой борьбы за трон Набонид проявил себя как незаурядный мастер дворцовой интриги, умеющий мыслить нестандартно и находить общий язык со своими противниками. Во время своего правления он также неоднократно принимал неожиданные для окружающих решения, порой настолько нестандартные, что даже сейчас, тысячелетия спустя, историки порой задаются вопросом: Кем же на самом деле был Набонид, гениальным политиком или терзаемым припадками помрачнения рассудка безумцем? В любом случае личность этого неординарного царя Вавилонии, ставшего ее последним властелином, заслуживает отдельного рассказа. Это тем более важно для понимания его личности, что родился Набу-наид, предположительно, около 610 г. до н. э. и к моменту занятия престола ему было больше пятидесяти лет. То есть личность его сформировалась задолго до того как он, хотя бы в мечтах, смог претендовать на царский венец. Так какой же была жизнь этого потомка древнего вавилонского рода до восшествия на трон...
Хочу напомнить, что в отличие от своих царственных предшественников, Набонид был коренным жителем Вавилона, чем, наверняка, подобно всем жителям больших городов, немало гордился. Его мать - почтенная Адда-гуппи (Адда-гоппе) была женщиной необычной судьбы. Она родилась в 649 г. до н.э., то есть еще во времена царствования Ашшурбанапала, и посвятила всю свою жизнь служению богу Луны Сину. На протяжении шестидесяти восьми лет Адда-гуппи исполняла обязанности жрицы в знаменитом на всю Месопотамию харранском храме Эхулхул и, безо всякого сомнения, была посвящена во все тайны вавилонских клириков, как мистические, так и вполне земные. Ее служение, начавшееся в 626 г. до н.э., было прервано на два года (с 562 по 560 г. до н.э.), гордая аристократка и убежденная сторонница «олигархической партии» не пожелала исполнять свои обязанности во время правления Амель-Мардука, которого считала узурпатором.
Столь яркая личность, да еще и принадлежащая к «старой» аристократии Вавилона, просто не могла оставаться «на вторых ролях». Адда-гуппи явно занимала в иерархии вавилонского жречества далеко не последнее место, какое точно – мы не знаем. Однако, во время раскопок в Харране были обнаружены два текста с ее биографией. Первый экземпляр был высечен на стеле, обломки которой нашли в 1906 г. н.э., второй был обнаружен археологами в 1960 г. н.э., этот текст был размещен на дорожных плитах у северного входа в храм Эхулхул. Едва ли биографию рядовой служительницы Сина, пусть даже и матери царя, стали бы размещать на территории святилища, да еще в нескольких экземплярах. Биография Адда-гуппи представляет собой текст, частично написанный от первого лица, то есть автобиографию и заканчивается описанием похоронной церемонии, во время которой покойная была удостоена царских почестей.
Адда-гуппи прожила очень яркую и долгую жизнь. В девяносто два года она присутствовала на церемонии коронации своего пятидесятичетырехлетнего сына. А когда ее сын решил основать в Аравии собственную столицу и уехал из Вавилона, именно она, по мнению некоторых историков, на некоторое время стала регентом, тогда ей было уже девяносто шесть лет. Умерла Адда-гуппи в 544 г. до н.э., достигнув возраста в сто четыре года. По сведениям ее биографии она присутствовала при жизни четырех поколений своих потомков и до последних лет своей жизни сохраняла физическое здоровье и ясный разум. Историки не исключают ее родство с царской династией Новоассирийского царства и в частности с Ашшурбанипалом. Можно предположить, что именно связям матери Набонид во многом был обязан своей карьерой и престолом.
Об отце Набонида известно значительно меньше. В. А. Белявский сообщает нам что «... Его отец Набу-балатсу-икби принадлежал к числу самых крупных вельмож Вавилона и носил титулы «мудрого князя», «совершенного князя», «храброго сановника» и «почитателя великих богов» ...». Вместе с тем, есть сведения, что отец Набонида, вполне ожидаемо, был жрецом Сина Харранского и, вполне вероятно, совсем не рядовым. «...имя его (Набу-балатсу-икби) было дано ему уже в царствование сына, вместо прежнего, вероятно, ассирийского. Langdon ставит это в связь с известием Ассурбанипала о назначении им в харранские первосвященники своего брата. Он думает, не был ли отец Набонида тождественен с ним или, по крайней мере, его преемником. И в последнем случае его родство с ассирийским царским домом весьма вероятно. При таких условиях, с одной стороны, понятно тяготение Набонида к Харрану, с другой — пред нами еще более запутанная картина происхождения и связей Набонида ...» Б. А. Тураев. К этому можно еще добавить, что Набонид упоминал об ассирийских правителях как о своих «царственных предках», но он никогда не величал подобным образом никого из своих вавилонских предшественников. Вполне возможно, что это был трюк, направленный на придание большей «респектабельности» собственному происхождению, но вдруг...
Если предположение о дате рождения Набонида справедливо, то он был довольно «поздним ребенком», даже по современным меркам. Благодаря положению и связям своих родителей, юный аристократ довольно рано (ему было около четырнадцати) приобщился к искусству управления людьми. В 596 г. до н.э. Набонид занимает пост «царского градоначальника» в небольшом городе, недалеко от Вавилона и, вероятно, справляется со своими обязанностями вполне успешно. Следующее упоминание о нем относится к 585 г. до н.э., когда Набонид возглавляет вавилонское посольство на переговорах между Мидийским царством и Лидией (Подробнее ЗДЕСЬ: Война между Мидийским царством и Лидией ). Это уже серьезное поручение, говорящее о том, что молодой вельможа, ему около двацати пяти в это время, хорошо проявил себя «перед лицом царя» и доказал, что ему можно доверить сложные и щекотливые международные переговоры. Дипломатическая миссия Набонида была удачной и благотворно сказалась на его дальнейшей судьбе. Увы, больше никаких подробностей о возвышении нашего героя мы не знаем, но то, что еще через три десятка лет он поднимется на вавилонский трон, говорит само за себя.
Прорваться во власть – задача трудная, но еще труднее сохранить власть, не дать оттеснить себя от «кормила государства» соперникам и не дать собственным советникам превратить себя в марионетку. Набонида ждали серьезные проблемы почти сразу же после обретения вожделенного титула. Сначала пришлось начать борьбу с Мидийским царством, которому не пришлась по вкусу кандидатура нового вавилонского царя. Затем пришло время борьбы с вавилонскими аристократами и жрецами, теми, кто выдвинул Набонида из своих рядов на трон и теперь хотел им управлять. Эта схватка была не менее опасна, чем война с внешними врагами и вести ее было гораздо более сложно, ведь в схватке между своими, врагом мог оказаться любой. Но об этих сражениях Набонида – в следующий раз.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
"История Мидии" И.М. Дьяконов
«История древнего Востока» Б.А. Тураев
«Вавилон легендарный и Вавилон исторический» В. А. Белявский
Другие статьи из серии "Гибель Нововавилонского царства":
Противостояние Мидийского царства и Вавилонии
Вавилон после смерти Навуходоносора