Летом 2014 года Латвия, в числе прочих политически озабоченных стран, присоединилась к антироссийским санкциям. Этот акт сопровождался массой решительных заявлений, традиционных для стран Балтии. Они громче всех требовали усилить запретительные меры для Москвы и вводить все новые и новые ограничения. Но неожиданно оказалось, что в эту игру можно играть вдвоем. Встречное эмбарго на поставку продуктов питания стало первым отрезвляющим душем. Помнится тогда многие светлолицые и рукопожатные граждане нашей страны устроили коллективный плач по прибалтийской сметанке и жирным латвийским сырам, но длился он недолго.
Потом заплакали прибалтийские фермеры. Их продукция кисла, портилась и гнила на корню, однако заменить непритязательного российского потребителя, как с лёгкостью пообещали латвийские власти, оказалось не так просто. Россияне традиционно ценили "отменное прибалтийское качество", но постепенно убеждались, что и наши продукты, производимые в соседних северо-западных областях, ничем не хуже. На европейском рынке еды, товаров, по вкусовым и пищевым свойствам не уступающих прибалтийским, оказались вагон и маленькая тележка. "Уникальный вкус" латвийских деликатесов был для взыскательных европейских потребителей пустым звуком. Фермерские хозяйства в Латвии несли ежегодные убытки более двухсот миллионов евро, которые никто и не думал компенсировать в виде субсидий. Ещё около ста миллионов евро теряли хозяйства, занимавшиеся ловлей кильки и производства из неё знаменитых рижских шпрот. Вместе с потерей транзита и грузоборота латвийских портов, (читайте материал по активной ссылке) это проделало заметную чёрную дыру в местном бюджете.
С тех пор прошло семь лет и не так давно появилась информация, что Латвия за эти годы прочно вошла в десятку главных стран-потребителей... российских продуктов питания. Там, где потеряли латвийские фермеры, нашли агрогиганты из агрессивной России. За последние три года Латвия рекордными для себя темпами скупает российскую пшеницу и российскую кукурузу. Некоторые члены местного Сейма, из числа правых партий, в конце прошлого заявили о критической зависимости от российских сельхозпоставок. Но их голоса так и остались неуслышанными. Начиная с 2018 года баланс по поставкам сельхозпродукции прочно изменился в пользу России. Сегодня она поставляет еды Латвии в денежном исчислении почти столько, сколько та продавала нам семь лет назад. И хотя это не творог, и не сметана, этим прибалтийская страна пока сама себя обеспечивает. Но может статься что и в этой области нас ждут скорые сюрпризы. Те же латвийские правые указывали на большую зависимость хозяйств на востоке страны от российских кормов. Но взять других просто неоткуда, или слишком дорого.
Пока прибалтийские политики рвут на себе рубахи в русофобском угаре, гибридная российская угроза приходит в латвийские дома из пекарен и кондитерских фирм. Да и через молочные продукты, ведь корма в латвийских агрохолдингах тоже зачастую имеют российское происхождение. Помнится в советские времена жители разных национальных окраин любили прихвастнуть тем, что они кормят ленивого русского ваньку, имея в виду всю Большую Россию. Время в очередной раз показывает, насколько эти слова расходятся с объективной реальностью.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!