Эдвард Радзинский, рассказывая про Олега Ивановича Даля, дал актёру цинично-точную характеристику: «болен манией совершенства». Просматривая любой фильм с участием этого артиста, легко заметить, что он не играет, а живёт своими ролями. Невозможно не переживать за разведчика Пауля Кригера из телефильма «Вариант „Омега“» (1975), трогательного гвардии рядового Колышкина из трагикомедии «Женя, Женечка и „катюша“», Сказочника/Солдата из «Старой, старой сказки» (1968).
1. Настоящая фамилия
Отца будущего актёра звали Иван Жерко. Он обожал музыку, в юные годы занимался в театральной студии, а также писал статьи в газеты, подписывая свои тексты псевдонимом «Даль». Позже, во времена всеобщей паспортизации, литературный псевдоним стал фамилией для членов семьи И.З. Жерко. И как оказалось потом, этот литературный псевдоним был не случайным.
2. Неожиданное родство
В 80-х годах сотрудники Всесоюзного музея А. С. Пушкина обратили внимание на сходство фотографии современного артиста, преждевременно завершившего земной путь, с портретом знаменитого лексикографа Владимира Ивановича Даля. Экспертиза помогла установить, что они действительно состоят в родственной связи. Олег Иванович оказался составителю знаменитого толкового словаря правнуком в пятом колене.
3. «Рекордно» короткий брак
Первой официальной супругой Олега Даля в 1963 году стала его коллега, Нина Дорошина, с которой он снимался в кинокартине «Первый троллейбус». Брак не просуществовал даже суток! Представляете? На скромном праздновании присутствовал руководитель театра Олег Николаевич Ефремов, у которого с новобрачной был затяжной роман, и произошло некрасивое выяснение отношений.
Даль не смог переступить через такое унижение. Семейная жизнь с Дорошиной завершилась, так и не начавшись. Кто знает, может, если бы не этот крах иллюзий, актёр удержался бы от пристрастия к обильным возлияниям? Актёру было тогда 22 года.
4. Выше других
Из-за высокого роста (1.85 м), порой на съёмках для Даля готовили специальное углубление. Артист вставал туда, и играл в кадре, находясь «на одном уровне» с коллегами.
5. Грустный Шут
В конце 60-х режиссёр Григорий Козинцев решил экранизировать трагедию Шекспира «Король Лир». На роль верного шута он хотел пригласить Алису Фрейндлих, однако она была в положении. В итоге важного для осмысления сюжета персонажа сыграл Олег Даля. Вот такого я не понимаю. Разве у Шекспира шут был женщиной? Примечательно, что актёр был одет не в шутовской наряд, отчего его пронзительные диалоги приобрели особенный драматизм.
6. Нелюбимая роль
Евгением Крестовским, офицером-авантюристом из фильма «Земля Санникова» (1973), Олег Иванович стал вместо своего близкого друга Владимира Высоцкого. Съёмки оказались настоящим испытанием. Вспыхнул конфликт актёрской команды с малоизвестными режиссёрами – А. Мкртчяном и Л. Поповым. Далю совсем не нравилось, что получается из сценария, и он зачастую «срывался».
7. «Отобранная» песня
Олег Иванович записал «Есть только миг», но из-за вмешательства директора киностудии «Мосфильм» в окончательном варианте киноленты композиция прозвучала в исполнении О. Анофриева. Я нашёл для вас эту песню. Даже здесь на Яндекс. Музыке написаны два исполнителя. Но послушайте, поёт лишь Олег Анофриев.
Впрочем, запись с голосом Даля сохранилась, и доступна для прослушивания. Расставленные им акценты открывают в давно известном тексте новый смысл. В первом же комментарии я закреплю ссылку на страницу, где эту песню исполняет именно Олег Даль.
На этом всё, друзья. Смотрите советские фильмы, они лучшие!