Найти тему
Культурная Карта

Маршрутами другой Москвы по скверам и дворам столицы. Что можно увидеть на бесплатной экскурсии проекта «Экскурсионная среда»

Библиотечная инициатива пешеходных экскурсий по столице «Экскурсионная среда» на радость читателям и любителям пеших прогулок продолжается. В минувшую среду библиотека путешествий предложила посмотреть другую сторону Москвы.

«Главная моя цель — показать вам необычные дома, ― предупредила нас экскурсовод Елена Колесникова. ― Мы увидим дом-бамбук, который я называю домом-деревом, дом-кулисы, дом-ледокол и даже более того». Нам обещали показать первый московский небоскрёб, дом холостяков, дом ста роялей, дом-дерево, дом-ледокол и дом с каменными наличниками избушек средней полосы России. У желающих все это увидеть возникало сомнение: точно эти дома находятся в пешей доступности от Пушкинской площади. Точно. Мы не спеша гуляли два часа и обошли всё обещанное, кроме дома ста роялей (или я отстала и что-то пропустила).

-2

За десять минут народ собрался у памятника русскому поэту. Вот подружки преклонных лет, колоритный дедуля (сразу видно, любитель, а может, и знаток старой Москвы), разновозрастные девушки и даже юноша с ясным любопытствующим взглядом. Мы послушали шум Пушкинской площади, Тверской улицы, перебежали по переходу на другую сторону дороги и быстро свернули в Большой Гнездниковский переулок. Наша задача ― исследовать московские дворы, скверы, переулки, и уловить контраст.

-3

В одном из этих переулков я работаю и внешний вид зданий мне знаком. Но вот то, что каждый день я выхожу из метро аккурат на углу «дома под юбкой»… меня удивило и позабавило. Где юбка? В переходе их много. А на здании? Оказалось, что на ротонде когда-то стояла огромная женщина, именно под её юбкой и находился весь жилой дом №17 по Тверской, построенный архитектором Аркадием Мордвиновым в 40-х годах. Слухи ходили разные, но есть два официальных варианта, кем была эта дама: прототипом послужила либо Ольга Лепешинская — прима-балерина Большого театра (любимица Сталина), либо жена скульптора Георгия Мотовилова.

Где эта женщина сегодня? Говорят, министр культуры Советского Союза Екатерина Фурцева не любила эту фигуру (ревновала?), и в 1958 году юбка вместе со скульптурой исчезла. Слава богу, дом остался.

В Большом Гнездниковском переулке экскурсия остановилась напротив учебного театра ГИТИС (где и раньше были разные театры: то «Летучая мышь», то цыганский «Ромен»...). Театр находится в «доме холостяков». Оказывается, здание строили как доходный дом с малогабаритными квартирами ― без кухонь и туалетных комнат, один этаж женский, другой — мужской. Где-то слева в доме есть два детских сада. И поскольку двора у дома №10 не было, гулять выходили на крышу. Дети, которые тут жили, называли себя крышными, они пускали к себе в гости только избранных друзей и подружек. На этой крыше, кстати, снимали фильм «Служебный роман». До 1931 года этот дом считался самым высоким (небоскрёбом т.е.), а потом построили Дом на набережной.

Дальше остановились у здания министерства культуры. Здесь когда-то решались судьба советских кинофильмов. В 1918 году дом захватил кинофотоотдел Наркомпроса, а в 1925 году здесь разместили Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Совкино». Однажды в одном из залов смотрели киноленту «Весёлые ребята». Фильм очень позабавил самого… И кино получило добро. А ведь хотели запретить.

Театр МХАТ им. Горького отделан армянским камнем и… это он оказался домом-кулисами. Где-то тут устраивались балы до революции, а после должны были на этом месте построить оперный театр. Но его так долго строили, что проект претерпел реформации. Во время Великой Отечественной войны здесь был прифронтовой театр. А после ― его оградили забором и только в 1972 году таки-построили театр или дом-кулисы.

Идём вдоль здания и сворачиваем налево. В Шведском тупике останавливаемся у здания школы — гимназия №1520 им. Капцовых. Экскурсовод называет имена знаменитых учеников и выпускников: Юлия Друнина, Юлия Руппер, Федор Бондарчук и Михаил Ефремов. В красивой части раньше обучались только девочки, в другой — мальчики. Отходим. Одна из тётушек шепчет на ушко другой: я училась в этой школе, до 3 класса только с девочками, потом нас объединили.

В Бакинском сквере у памятника Магомаева пытаемся найти взглядом те самые окна на втором, откуда на памятник мужа смотрит Тамара Синявская. В 2018 году сквер стали называть именем Муслима.

Экскурсия закончилась в Газетном переулке у Церкви Успения на Успенском вражке, где в начале 80-х находилась телефонная станция. Любопытно, что в царских вратах находилось окошко для размена монет. Вдоль стен стояли кабинки для переговоров. Станцию выселили в 1998 году, а здание вернули церкви. На тот момент церкви точно было почти 400 лет, ведь первое письменное упоминание о ней появилось в 1601 году.

Напомню, все пешеходные экскурсии ― бесплатные. Выбрать маршрут и записаться в группу можно на странице проекта «Экскурсионная среда» на сайте библиотек центра Москвы. От себя хочу поблагодарить и Библиотеку путешествий (Красногвардейский бульвар, д. 1) за участие в проекте, и экскурсовода Елену Колесникову за её тёплое отношение к материалу и горящие глаза! Её энергия и любовь к историям несомненно передаётся всем, кто гуляет с неё по маршруту без малого два часа!

Анжелика ЛУКИНА, фото автора

Если текст понравился, не пожалейте лайк и подписывайтесь на канал "Культурная карта". В нём мы рассказываем, где были и что видели, и надеемся, что эта информация приносит пользу нашим читателям. Кстати, предложите свою точку для карты. Приглашения пишите в чат.