Если добираться в Архангельск из Тюмени по железной дороге, то придётся выбирать место пересадки на поезда северной ветки. Прямого сообщения нет. Наиболее удобная транзитная станция - Данилов, Ярославской области. Возможны пересадки в Казани, Ярославле, Вологде, Москве. Оно бы и хорошо – за время транзита можно красивейшие места этих славных городов посмотреть. Но. Поезда с этих станций либо с ночным прибытием в Архангельск, либо электрички с сидячими местами. А ехать около 15 часов.
Выбираю город Данилов. В морозный февраль 2021 г. Местечко из таких, где всë настолько естественно, что даже снег на тротуарах не приходится чистить. Его упорно притаптывают не ленивые жители, да редкие транзитные пассажиры, типа меня. И в этом его прелесть, для проезжающих, конечно.
За четыре часа ожидания пересадки всё наиболее интересное можно пройти пешком, что я и сделала. Заказывать экскурсию не пришлось, поскольку день был предпраздничный, 22 февраля. К зданию музея подтягивались нарядные мужчины за поздравлениями. И нарушать застольное настроение коллег не хотелось.
Город начинался как село с пахотными землями, жалованное великим князем Василием II митрополиту всея Руси Ионе Московскому. Грамота подана в 1457 г. Прошло более трёх веков пока село превратилось в город.
О том, что в жизни городка бывали счастливые изобильные времена, можно судить по сохранившимся постройкам. Добротный каменный толстостенный гостиный двор с каменной же галереей навеса по всему периметру. Рядом здание Дома культуры. Бывший Воскресенский собор. По традиции, купола в советские годы снесли, а стены пригодились. По массивности и величию стен понятно, что собор был очень красивым.
Похоже, что через Данилов проходили торговые пути, в том числе и с Русским Севером. А то и этапом шли, на тот же север. Потому совершенно законно, по диагонали от торговых лавок, каменный двухэтажный тюремный замок, с глубоким цокольным этажом. Сейчас в запустении. По городу встречаются добротные усадьбы вековой постройки. И каменные, и деревянные.
Основная же достопримечательность городка – собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Казанская». Его легко найти даже без 2gis. Гигант стоит в п. Горушка на высоком месте. И, на фоне мелких частных одноэтажек, привлекает своим величием и мощью. Удивили меня и бетонные куклы, но о них позже.
Здесь, в Данилове, в конце XIX века была учреждена женская община. И однажды эти места посетил Иоанн Кронштадский (1897). С того времени начались работы по строительству храма. Проект представил знаменитый архитектор Василий Антонович Косяков. В один год (1901) указом Николая II общине был присвоен статус Казанского женского монастыря и утверждён проект храма. Из-за нехватки средств, строительство затягивалось. Завершили уже после революции, в 1918 г. Удивительно, но освящение собора произошло. Шумно, с участием Святейшего Патриарха Тихона. Причём храм оставался действующим до 1928 года.
После здание собора использовалось, как водится, под хранилище. Позже соорудили водонапорную башню. В алтарной части долгое время был магазин. Пока, в год Московской олимпиады, здесь не устроили пожар. Восстановление храма началось в 1990 г. и продолжается до сих пор.
К храму ведёт несколько дорог, потому повторять путь не пришлось. Возвращалась в Данилов через интереснейшее место – памятник природы регионального значения парк «Горушка». Своей праздной неспешностью и камерой в руках, явно выделяясь среди городских обывателей. Даниловцы не избалованы вниманием туристов, потому присматривались, как к чужаку. Хотя на просьбы откликались и куда как пройти показывали с удовольствием.
Круг моего променада замкнулся на центральной площади города. Самый людный угловой проход охраняет копилка-собака «Трезор», помогите, мол, граждане, кто чем может! Впрочем, легенда чётко объясняет на что сбор средств.
Дальше - бетонные куклы. В ряд выстроились парковые скульптуры. Одни окрашены светлой краской, другие – серой. Всего шесть: ямщик, городничий, герой гоголевских «Мёртвых душ», римский воин, леди с бубликом и господин, очень напоминающий Фёдора Михайлович, почему-то с ярмом на шее. Это позже, из сетей, узнала о концепции шахматных фигур. В феврале, при заснеженном тротуаре, ничего не напоминало о шахматах. Пока у меня нет ответа и на вопрос: почему в одном ряду литературные герои, социальные образы и гений мировой литературы, с ярмом?
Любой транзитный пассажир возвращается на место старта, чтобы продолжить путь. Потому несколько слов о вокзале.
Во-первых, на станции, близко одна к другой, возвышаются сразу две водонапорных башни разной архитектурной формы. Во-вторых, интерьер вокзала разливает бальзам на сердце тех, кто родом из провинциальных советских городков вдоль железной дороги. Я, например, из Ишима. Стена окрашены в два цвета: зелёный от пола и белый от потолка. По стенам висят, причём на разном уровне, подлинные и копийные полотна (картины маслом). А табло! Со сменными бумажными вставками.
Есть и чудо современного железнодорожного быта - электронные камеры хранения. В ней я и оставила багаж, чтобы налегке посмотреть город. Внимание! Электронные камеры открывает и закрывает обычным ключом дежурная по вокзалу. И не надо морочиться с карточкой, запоминать шифр и терпеть прочие неудобства. Я влюбилась в этот потрясный город, балансирующий на грани вчера\завтра. Хочу побывать в нём летом.
С уважением,
Ольга Tur-Art