Найти тему
Катехизис и Катарсис

Гаагские правила ведения сухопутной войны. О чём они на самом деле?

Гаагские правила ведения наземной или сухопутной войны — это приложение ко вторым Гаагским договорам от 1899 г., заключённым во время первой конференции мира. В слегка измененном виде были приняты заново в 1907 году, как четвёртый Гаагский договор. Наряду с Женевской Конвенцией является самым важным договором о гуманности и правах человека. Содержит правила определения комбатантов, обращения с пленными, ограничения выбора оружия, не подлежащие разрушению постройки общественного и социального значения, обращения со шпионами, правила капитуляции и заключения перемирия, а также правила поведения оккупантов на оккупированных территориях. Сам Гаагский договор содержит (1907 г.) девять параграфов. А вот HLKO как приложение — намного более объёмное с его 56 параграфами. Содержит правила ведения сухопутной войны. Всего 53 стран присоединились к договору. Так как договор действует уже несколько десятилетий, он считается общепринятым международным правом и потому действительным даже для тех участников конфликтов, которые не подписывали договор (подтверждено на Нюрнбергском трибунале в 1949). Также HLKO был дополнен и расширен в заключённых в 1949 Женевских договорах, в двух дополнительных договорах в 1977 и Гаагской конвенции о защите культурного достояния при военных конфликтах от 1954.

Историческое развитие

Брюссельская конференция 1874 была первой попыткой для определения правил ведения войны в форме международного закона. За десять лет до этого был впервые заключён договор, обязывающий воюющие государства заботиться о военнопленных. В то время война ещё считалась правовой мерой решения межгосударственных конфликтов.

По инициативе русского царя Александра Второго в Брюсселе состоялась конференция с представителями 15 государств. Была принята декларация из 56 параграфов. Но после конференции государства отказались ратифицировать её, что не дало ей статуса международного соглашения. По мнению историков, русский царь пытался, скорее, представить себя и других монархов в лучшем свете, как гуманных царей, чем действительно принять значимые международные соглашения по гуманизации войны. Потому смысл конференции многим участникам остался непонятным. Также предложенные параграфы более соответствовали интересам крупных империй, что заставило государства поменьше более скептично относиться к ней.

В 1880 г. Институт Международного права (Institut de Troit International) опубликовал брошюру с правилами ведения сухопутной войны. Там содержались в общем правила с конференции 1874 года в немного переработанной форме.

Гаагская конференция мира 1899 и 1907 состоялась по приглашению королевы Нидерландов Вильгельмины по предложению русского царя Николая Второго. В ней приняли участие представители 29 государств. Историки предполагают, что царь хотел снизить нагрузку на экономику от гонки вооружения с Англией и Германией.

Рыцарский зал в Гааге, место где проходила вторая Гаагская конференция мира в 1907 году.
Рыцарский зал в Гааге, место где проходила вторая Гаагская конференция мира в 1907 году.

Общество европейских стран показало большой интерес в конференции, особенно различные движения за мир и религиозные общества. Также проводились различные опросы и массовые призывы к правительствам, сборы подписей и т. д. с требованиями о проведении конференции и ограничении вооружений, а также к разрабатыванию путей для решения конфликтов без войны. Фридрих-Фромгольд Мартенс, российский эксперт международного права, считается духовным отцом принятой конвенции, так как она базировалась на его разработках. Также он в основном организовал и саму конференцию, и считается основателем Гаагского ответвления международного права.

Также на конференции приняли договор о расширении принятой конвенции на войну на море. Дополнительно приняли заключения о запрете отравляющих газов и экспансивных пуль.

Последовательно конвенцию приняло 51 государство мира, из них 25 подписало конвенцию. Среди прочих подписи поставили представители Франции, Великобритании, России, США, Германии, Австро-Венгрии.

Три базовых принципа были взяты за основу конвенции :

- Во время войны не может быть ситуации, в которой законы перестают действовать

- существуют ограничения для выбора средств ведения борьбы

- гражданских людей, не являющихся комбатантами, и гражданские здания следует, по возможности, сохранять.

Инициатива о следующей конференции мира исходила от "Американского Общества Мира" в 1903 году. Вследствие этого президент США Рузвельт инициировал созыв следующей конференции для решения проблем, не разрешённых на предыдущих конференциях. Приглашение на конференцию последовало опять от русского царя. Но в этот раз русский царь не пошёл на предлагаемые со стороны США ограничения вооружений, видимо, царь уже готовился к войне с Японией. Николай Второй предлагал улучшить возможности мирного разрешения конфликтов, а также развивать международное гуманитарное право. В результате конвенцию по законам ведения наземной войны в 1907 году лишь немного переработали.

Развитие после 1907

Большинство стран присоединились к договору ещё до начала Первой мировой войны. Некоторые между мировых войн. И ещё несколько после Второй мировой войны.

Причины не принятия конвенции в некоторых странах между и после мировых войн — её неудобные законы, особенно в отношении обращения с пленными, а также из-за оговорки о всеобщем участии (Allbeteiligungsklausel), говорящей о том, что конвенция действует лишь в том случае, если все участники конфликта в ней состоят. Но при том большинство участников конфликтов придерживалось её законов добровольно.

В Женевском протоколе 1925 года усилили запрет использования ядовитых субстанций и расширили его также на бактериологическое оружие. В 1929 году заключили отдельный Женевский договор об обращении с военнопленными, который дополнили в 1949.

Во время Второй Мировой Войны, СССР и Япония, как два из основных участников конфликта, не являлись сторонами Женевского договора от 1929, но были участниками договора Гаагского (HLKO).

После Второй Мировой Войны в 1949 был заключён Женевский договор о защите гражданских лиц во время войны. Также из Женевских договоров 1929 и 1949 была изъята оговорка о всеобщем участии. В 1954 была дополнена защита объектов культуры при вооружённых конфликтах.

Важным шагом в продвижении принципов Гаагских и Женевских договоров было принятие их в качестве общепринятого международного права. Это правовое суждение было впервые подтверждено международным трибуналом в Нюрнберге в 1946 году. Все стороны вооружённых конфликтов обязываются тем самым придерживаться правил, установленных там.

В 2002 году вступил в силу т.н. "Римский устав", определяющий военные преступления, как "тяжкие нарушения Женевских соглашений", а также как "тяжкие нарушения определённых международным правом рамок в вооружённых конфликтах".

Содержание

Основной принцип конвенции описан во вступлении в так называемой оговорке Мартенса, предложенной Фридрих-Фромгольдом. Она предписывает оценивать ситуации в вооружённых конфликтах, не описанные конвенцией, масштабами традиции, совести и человечности. Этот принцип считается сегодня одним из самых важных основ гуманитарного международного права.

Фридрих-Фромгольд Мартенс
Фридрих-Фромгольд Мартенс

В приложении HLKO к конвенции содержатся правила и обычаи ведения сухопутной войны. В первом параграфе содержится описание статуса комбатантов. Правила HLKO распространяются именно на них:

1) если во главе стоит командующий, отвечающих за своих подчинённых,

2) если они носят видимые установленные знаки отличия,

3) если они открыто носят своё оружие,

4) если они соблюдают законы и обычаи войны.

Это первое международное действительное описание комбатантов. Во втором параграфе статус комбатантов распространяется и на гражданское население с не оккупированных территорий в том случае, если у них не было времени на организацию в соответствии с первым параграфом. В этом случае они обязаны соблюдать правила и обычаи войны и носить своё оружие открыто.

В параграфах 4 по 20 указываются правила обращения с пленными:

С пленными следует обращаться по-человечески. Их можно привлекать к работе, за исключением офицеров. Снабжение едой, одеждой и жильём должно соответствовать собственной армии. Одна попытка побега наказывается лишь дисциплинарно, вторая нет. Пленные обязаны сообщить свои имя и звание при вопросе. Все участники конфликта обязаны создавать учреждения информации о пленных.

Пленные офицеры имеют право на выплату зарплаты, соответственно зарплате офицеров страны в которой их держат в плену. Правительство родной страны офицера обязано возместить эти убытки.

После заключения мира пленных следует как можно скорее отпустить.

Обращение с больными и ранеными в соответствии с Женевской Конвенцией.

Запрещается использовать различные ядовитые субстанции, подлые убийства и ранения, а также убийства сдавшихся. Запрещено также давать приказ на запрет взятия пленных. Запрещается применение снарядов и патронов, причиняющих излишние страдания. Запрещено использовать флаг парламентёра не по назначению, а также национальный флаг, военную форму противника и защитный знак Женевской конвенции. А ещё нельзя заставлять пленных воевать против их собственной страны.

Незащищаемые населённые пункты атаковать запрещается. Научные и религиозные, здания и учреждения, дома искусства, благотворительные учреждения, а также исторические памятники и больницы следует сохранять на оккупированных территориях. Причём те, кого оккупировали, обязаны все эти сооружения соответственно пометить. Города и деревни запрещается грабить.

В параграфах 29 - 31 указаны правила обращения с шпионами. 32-34 правила защиты парламентёров. 35-41 описывают правила капитуляции и заключения перемирия. 42-56 описывают правила поведения оккупантов на оккупированных территориях. Так, оккупанты обязаны поддерживать общественный порядок и восстановить и поддерживать общественную жизнь. Население на занятых территориях нельзя привлекать к боевым действиям против их собственной страны. Нельзя допрашивать население об его армии, забирать его имущество. Коллективные наказания населения за деяния отдельных лиц запрещены в параграфе 50.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Наказания за преступления против правил

HLKO не содержит никаких указаний о санкциях за преступления против содержащихся в ней правил. Лишь в третьем параграфе самой Гаагской конвенции предписывается возмещение ущерба стороной, преступившей против правил.

Некоторые из стран принимали законы о наказании за преступления против международного права. Например Германия с 2002 года, Швейцария с 1927, ГДР с 1968 года, а также Австрия.

После Первой мировой войны в Германии в 1919 году был принят закон о преследовании за военные преступления, совершенными немцами в стране или за рубежом вплоть до 28 июня 1919 против граждан вражеских стран и их имущества. Со стороны Антанты были выдвинуты обвинения против 900 немцев с требованиями о выдаче. Германский Рейх постановил обвиняемых не выдавать, а привлечь их к суду внутри страны. Всего до 1927 года было проведено 1.500 расследований. Но до судебного обвинения дело дошло лишь в семнадцати (17) случаях. В семи случаях обвинения не случилось, а десять обвиняемых получили сроки. В одном из случаев за расстрел пленных французов немецкий майор получил два года, а в самом тяжком случае обвиняемый получил срок в пять лет за грабёж. За тяжёлые избиения давались сроки от шести до десяти месяцев. В результате эти процессы, прошедшие в Лейпциге, считаются провальной попыткой эффективного наказания за военные преступления после Первой мировой войны.

Применение химического оружия (газа) стороны конфликта оправдывали различной интерпретацией содержащихся в HLKO запретов. Утверждалось, что запрет не распространяется на газ в снарядах, а лишь на отравление воды, земли или еды.

После Второй мировой войны в 1945 интернациональным военным судом Нюрнберга был заключён так называемый Лондонский статут. Он стал правовой базой для суда за военные преступления Второй мировой войны. В параграфе 6 этого статута военные преступления дефинированы как нарушения законов и обычаев войны. В особенности это распространяется на убийство или издевательство над гражданскими и их депортации для принудительного труда, убийство и издевательство над пленными, убийство заложников, грабёж общественного или частного имущества, а также мероприятия, не продиктованные военными нуждами. В отличии от Лейпцигских процессов после Первой мировой войны, международный трибунал в Нюрнберге должен был осудить высокопоставленных ответственных персон из политики, армии и экономики. В первом и важнейшем из Нюрнбергских процессов были осуждены 16 из 24 обвиняемых. Но каждый из осуждённых был признан виновным не только за военные преступления, но и за другие, такие, как преступления против человечества или против мира. Никто из них не был осужден только лишь за военные преступления. Самые высокие меры наказания были лишения свободы от 15-20 лет или смертная казнь.

Международное признание и организации

В 2002 году вступил в силу т.н. Римский статут (устав). С этого момента Интернациональный суд в Гааге имеет возможность преследовать военные преступления, как преступления против международного права по закону.

Но Интернациональный суд в Гааге проявляет активность лишь в том случае, если национальные суды не имеют возможности или желания проводить процессы против военных преступников. К сожалению, в ряде стран (Россия, США, Китай, Индия, Пакистан, Израиль) Интернациональный суд Гааги не признаётся.

Автор - Wasilij Saizev