Десятки тысяч военнопленных прибывают на греческий остров Делос – центр работорговли, в сутки здесь продают по десять тысяч рабов.
Если им повезёт, то они не окажутся в поле для тяжёлой работы, где они будут даже не людьми, они будут вещью — орудием труда, для купившего их землевладельца.
Римские землевладельцы покупали или арендовали землю у государства. Территория Римской империи постоянно расширялась за счет притока новых земель, завоеванных в многочисленных войнах с врагами. Чтобы обрабатывать большие участки земли римским землевладельцам, регулярно требовалась дешёвая рабочая сила. Нанимать свободного человека на работу было дорогим удовольствием, поэтому спрос на рабов был высоким.
Рабов добывали не только в войнах, в мирное время большую часть рабов привозили пираты, это были пассажиры с захваченных кораблей или жители похищенные с прибрежных зон. Своих пленников на продажу приводили кочевые народы. Если должник, в определенный срок, не мог погасить свой кредит с процентами, он тоже становился рабом.
В Римской республике почти у всех были рабы, даже в бедных семьях. В богатых семьях было около пятидесяти рабов для ведения домашнего хозяйства, у бедных несколько человек. Необразованных рабов использовали для работы на фермах, в поле, в шахтах или на мельницах. Более образованным повезло больше, они становились «рабской интеллигенцией»: работали учителями, врачами или бухгалтерами, в основном, это были греки.
Рим кишел рабами, они были основной рабочей силой для жителей государства. По некоторым данным, они составляли больше половины населения. Рабы ничем не отличались друг от друга в одежде, и их трудно было отличить от свободных горожан на улицах города. Один сенатор, возмущенный тем, что рабы, несмотря на запрет, посещали санатории, цирки и амфитеатры, предложил, чтобы рабы носили одинаковую одежду и, таким образом, рабы будут дифференцированы от свободного населения. Однако предложение было отклонено из-за опасений, что рабы могут понять, сколько их было в Риме, и начнут организовываться для восстания.
Только в своих «справедливых» войнах, как называл их Цицерон, Рим захватил десятки тысяч рабов по всей Италии. Луций Эмилий Павел продал 150 000 человек в рабство после завоевания Эпира в 168 г. до н.э. Юлий Цезарь, вообще, не мелочился, после завоевания Галлии, он продал всех побежденных галлов в рабство, около 1 миллиона человек.
Раб – это вещь!
Римский политический деятель и писатель Марк Терренций Варрон (116-27 до н.э.) определял раба как орудие труда, которое умеет разговаривать, то есть как вещь. Он разделял орудия труда на три вида: «Эти орудия бывают трёх видов: говорящие – рабы, мычащие – быки, немые – повозки, плуги».
Невольник считался личным имуществом - вещью, равно как и другие орудия, цель у собственника была одна, использовать данную «вещь» как можно успешнее. Свободный человек мог обращаться с рабом как ему заблагорассудится. В отличие от римского гражданина, он мог быть подвергнут телесным наказаниям, сексуальному насилию, мог быть подвергнут пыткам или мог быть казнен, в лучшем случае, мог быть продан в гладиаторскую школу или в публичный дом.
Раб не мог участвовать в политической жизни, служить в армии, совершать покупки и заключать договор. Рабы не могли давать показания в суде. Их показания могли быть приняты только после того, как их подвергнут пыткам. Предполагалось, что они могут быть верны своим хозяевам и поэтому могут покрывать их. Не раз рабам, которые, несмотря на пытки, не предали своих хозяев в суде, давали свободу. Рабы не могли даже жениться. Если раб хотел жениться, все, что ему нужно было сделать, это просто начать жить вместе. Родившийся у такой пары ребенок автоматически становился рабом.
Особой милостью пользовались рабы, рожденные в доме господина. Купленных рабов побаивались и не доверяли им, доверяли только рабам, рожденным уже в доме.
Во время гражданских беспорядков у рабов был шанс вырваться на свободу. Иногда их помощи просило государство или сам военачальник. Сулла освободил десять тысяч рабов и сделал их телохранителями. Помпей Магнус во время Гражданской войны дал свободу восьмистам рабам сделав их солдатами.
Сколько ты стоишь человек? Цена раба в Древнем Риме.
Как мы уже знаем, рабов продавали на специальных рынках. Их продавали абсолютно голыми, иногда их ставили на крутящийся помост, чтобы показать товар во всей красе.
Изъяны рабов были перечислены на табличке, а достоинства расхваливал глашатай. Цена на рабов была разной. На цену влияли такие факторы, как продавали рабов оптом или в розницу, образование, возраст, физические данные, красота, пол, характер, национальность. Дети и старики - не ценились и практически ничего не стоили.
За римской армией, ведущей боевые действия, несменною вереницею шли работорговцы, они скупали оптом, по дешевке, пленных сразу после битвы или захвата города. И потом уже перепродавали их на специализированных рынках по более высоким ценам. Самая высокая цена на рабов была в Риме, на окраинах Римской империи раб стоил дешевле.
Давайте посмотрим, сколько стоил раб в древнем Риме.
Маленькая ремарка, оценить паритет покупательной способности между древним Римом и современному миром, весьма сложно, потому-что стоимость денег и стоимость товаров менялась. Цены даны приблизительно и на достоверную подлинность не претендуют.
Для начала, нам нужно понять, какие деньги были в обращении у римлян:
- Ауреус - монета из золота, самая дорогая из всех
- Денарий – монета из серебра, вторая по стоимости
- Сестерций – монета из бронзы, самая ходовая монета для ежедневных расчетов
- Дупондий – эта монета тоже была бронзовой
- Асс - медная монета
- Семисс – тоже медная монета
- Квадрант – монета из бронзы, самая мелкая.
Соотношение номиналов было таким:
- 1 ауреус был равен 25 денариям или 100 сестерциям, или 400 ассам
- 1 денарий был равен 4 сестерциям или 10 ассам
- 1 сестерций был равен 2 дупондиям или 4 ассам
Экономисты сравнивают покупательную способность денег между эпохами, в основном, по стоимости хлеба и продуктов питания. Удивительно, но в Древнем Риме цены на продукты были практически такими же как в современной Европе. По паритету покупательной способности один древнеримский сестерций равен примерно двум современным евро.
Теперь мы можем посчитать, примерную стоимость рабов в древнем Риме на современные деньги.
Надеюсь на лучшие времена
Положение рабов стало улучшаться только в имперские времена. С постепенным преобразованием оккупированных государств в римские провинции, приток новых рабов уменьшился. При этом работы меньше не стало, римлянам по-прежнему требовалось много рабского труда, очень скоро римляне почувствовали нехватку в рабах. Эти обстоятельства стали требовать более мягкого обращения с человеческим материалом.
Несомненно, улучшению положения рабов способствовали и различные религиозные и философские течения. Философ и политик-стоик Люциус Анней Сенека писал: «Они рабы? Нет люди! Дети? Нет, наши соседи по комнате! Братья? Нет, друзья низшего ранга!» Современник Сенеки Гай Петроний, который умел красиво жить и обладал изысканным вкусом, в Риме его называли «arbiter elegantiarum» (арбитр и советник по вкусу), в то время друг императора Нерона, добавил: «Рабы тоже люди, их вскормили груди с молоком, как и нас, хотя невезение поставило их в худшее положение».
Римское законодательство также помогло облегчить жизнь рабов. Lex Petronia, закон, принятый в первом веке нашей эры, запрещал рабовладельцам бросать рабов в амфитеатр зверям. Император Клавдий (41-54) издал указ, в котором он предоставил свободу больным или недееспособным рабам, брошенным их господином. Во время правления императора Домициана (69-96) кастрация рабов была запрещена. Император Адриан (117–138) запретил работорговцам продавать своих рабов в публичные дома и в школы гладиаторов. Каждое наказание должно было быть одобрено высокопоставленным императорским чиновником, а император Антоний Пий (138–161) стал считать казнь рабов убийством.
Дайте мне свободу!
Раб мог получить свободу только двумя способами. Смерть или освобождение в дар от господина. Освобождение происходило, либо по решению хозяина за хорошие услуги, либо раб мог заплатить цену, по которой он был приобретен. Согласно Цицерону, экономному рабу можно было искупить себя за семь лет.
С освобождением раб не становился еще полностью независимым. Только его дети могли стать по-настоящему свободными гражданами. Верность к своему бывшему господину связывала его на всю жизнь. Для него было недопустимо судиться с бывшим хозяином или обращаться в суд. Если его бывший хозяин женился, он должен был принести ему подарок.
Вольноотпущенники, особенно греческого происхождения, не редко становились очень богатыми и часто работали на службе у имперской администрации. И если, например, бывший хозяин находился в затруднительном финансовом положении, бывший раб был обязан ему оказать финансовую помощь.
Подводя черту
В древности, рабство было незаменимым инструментом развития. Это позволило увеличить производительность производства. Однако процветание и могущество Римской империи сильно зависело от богатства человеческого материала, и оно не было неисчерпаемым, как и любой ресурс на земле. В конце античного периода заканчивается способ производства с использованием рабского труда. В Риме стала остро ощущаться нехватка рабов, их труд стал дорогим и нерентабельным. Возникший кризис можно было преодолеть только путем перехода на другой способ производства.
Terrarum Antiqua | Античный мир - не скучно!
Библиотека:
Зубарева Т.С., История экономики
Большая Советская Энциклопедия
Блаватская Т. В., Голубцова Е. С., Павловская А. И., Рабство в эллинистических государствах в III—I вв. до н. э
Трофимова М.К., Штаерман Е. М., Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи
Анджела А., Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы