Это была лучшая экскурсия в моей жизни)
Вернее так: такого занимательного экскурсовода я не встречала больше никогда.
Ну, в чем же её секрет? А вот Бог весть....сейчас расскажу.
Это было несколько лет назад. Мы приехали в Мышкин. Тогда музей был немного другим.
Подошли к деревянному старому дому с мансардой и табличкой "Музей мыши". Знали, что нас там должны ждать, экскурсия была заказана. Но было закрыто, постучали.
Внутри раздались шаги и приятный окающий говор:
- Да иду я. Отворю сейчас, чё ломиться- то!
Нам открыла женщина средних лет в костюме "а-ля народный": косынка завязанная сзади, современная кофточка, а сверху серый народный сарафан и вышитый фартук.
- Здравствуйте! Заходите, заходите! Только смотрите не навернитеся...у нас тут ступенька вона проваливаться, остороооожненько! А я сижу, скучаю, думаю, хоть бы одна сволочь зашла, а тут вы! Радость-то кака!
Я напряглась. Приветствие странненькое для экскурсовода, но нам же сказали, что нас ждут. Должно быть, это и есть экскурсовод. Поднимаемся следом за ней по лестнице. Осматриваемся, ждём рассказ об экспонатах. Так же положено?
- Зовите меня Наталией. Устали, поди! Напиток горячительный будете?
- Нет, спасибо!
Экскурсовод - Наталия юркнула под какой-то прилавок и вылезла с бутылочкой светлой жидкости и рюмками.
- А я опрокину, - она налила себе рюмочку и выпила.
Затем нырнула опять и достала поднос с какими-то бутербродами и печеньем. Махнула нам рукой.
- Милости прошу к нашему шалашу хлебать лапшу, а говядины после покрошу. Без соли, без хлеба какая беседа? Угощайтеся давайте, а то мыши съедят, они тут гложут, что можут, - экскурсовод, приговаривая, как-то быстро и незаметно раздала нам бутерброды, и мы, как-то по инерции, начали их жевать.
- Как гложут? - спросила я. - У вас что тут и живые мыши есть?
- А как же! Боитесь разве? Так я их сейчас быстро разгоню!
Экскурсовод потопала ногами.
- Мышь на то и мышь, чтоб везде лазею знать. Сейчас улезут, окаянные. Останутся только мои хорооошие... Вот на эту гляньте-ка, ну чисто барынька. Люблю её, дуру, хоть и старая уже, от дворян Пискуновых из прошлого века ещё. Видите трескается, так мы её, старушку, уже лечили. Чай не помрёт пока.
А на этих малышей посмотрите! Ссорются постоянно, никак не помирим.
А это, Татьяна - Зубостьяна, не велика мышка, да зубок остёр. Ну, а у крысёхи того – голова с куль, а разума с нуль, вечно глаза таращит.
Ну, а эти с большими носами, голландские. Им носы длинные нужны, чтоб дырки в голландском сыре ковырять.
Наталия переходила от мыши к мыши, то присаживалась и брала экспонат в руки, то наклонялась и слегка поглаживала. Количество мышей, собранных на квадратный метр, тут зашкаливало, разбегались глаза.
Собраны они со всего мира. Было ощущение, что мы случайно забрели в какой-то сказочный мир мышей и их хозяйки, и она занималась тем же, чем занималась и до нашего прихода, а мы просто наблюдали.
Вдруг Наталия рванула в другую сторону зала, чуть не расталкивая нас локтями:
- Ух, опять они вместе, - она схватила мышь-жениха из мешковины и отставила его от мышки- невесты с фатой, - ну всё, жди теперь....
- Чего жди? - удивились мы.
- Известно чего, мышат. В прошлый раз, как сошлись они, наутро из Твери нам посылка пришла с мышатами, а у нас своих девать некуда, плодятся, как кролики. А невеста-то с женихом одними руками шиты. Мастерица ещё в начале XX века жила, в Ярославле....ох, настоящая рукодельница была. Муж её с ребенком бросил, ирод, вот она и занялась игрушками....
Так лился рассказ экскурсовода о мышах и их творцах, о материале, из которого сделаны игрушки и о истории их создания.
Брат мой уже "искУшал" с ней горячительного, и беседа всё лилась и лилась. Они уже болтали по-свойски не только о мышах. Экскурсовод ему уже народные рецепты здоровья предлагала, типа: наешься луку, ступай в баню, натрись хреном, да запей квасом!
- Любите вы своих подопечных, - сказала я.
- Доброе слово и мышке приятно, - ответила эрудированная и весёлая Наталия.
- Вообще-то, кошке! - исправил её брат.
- Тсссс, - зашипела Наталия, - это слово тут не говори, запретное оно, мышкины слёзки вызывает, плесневеют они от него.
Наша экскурсия, если этот визит в гости к мышкам можно назвать так, подходила к концу. На прощанье я поинтересовалась:
- А вы одна тут работаете?
- Вдвоем трудимси, да мыши помогають. Втроём были, да какая-то непутёха третья была, вот я ей и сказала: любишь кататься, ну и катись...Глупого учить - что мёртвого лечить. Так вот вдвоём пока.
- А кстати, заплатить же надо, - вспомнил брат. Как только мы перешагнули порог этого дома, житейское совсем вышло из головы.
- Давайте, давайте, из спасиба шубу не сошьешь, и ступень не смонтируешь.
И у лестницы опять.
- Тихохонько там, не навернитеся, ох много тут у нас кого навернулося, особо после горячительного. Известно, где пиры да чаи, там и немочи.
Мы попрощались, как старые знакомые. Разобнимались даже. И вслед получили ещё заряд пожеланий и улыбок.
- Ну, живите простО лет со стО, а живы будете, ещё заходите, а расплодитеся коль, и деток приводите.
Пришлось пообещать расплодиться и вернуться.
Вышли мы в какой-то лёгкой эйфории душевного тепла. Я ещё долго не могла согнать детскую улыбку с лица. Да и зачем, если так хорошо было опять попасть туда, в детство.
Обещание мы выполнили - расплодилися))) и недавно приехали в Мышкин опять. Но, увы, похоже перепутали. Приехали в Мышкины палаты, а не в Музей мыши. Да и они оказались закрыты. Так жаль.
Дорогие подписчики и читатели, пишите комментарии: а какие экскурсии запомнились вам?
А пока, пока, ваш Рассеянный хореограф.
Над кем смеётся женщина суперрубенсовских форм?