На первый вопрос отвечу сразу: Коучбилдинг – это наука и искусство создания уникальных кузовов на базе серийного шасси. Ведь большинство марок на заре ХХ века занималось проектированием моторов и коробок передач. Но вот покупателю доставалась рама с силовым агрегатом и трансмиссией. Единственное, что так же было неизменным так это решетка радиатора, все должны были безошибочно определять марку машины и передняя панель с рулевым колесом.
Конечно со временем, этот подход был вытеснен массовым производством. Автомобиль перестал быть роскошью и люди хотели просто ездить, а не тратить деньги на проектирование и создание нового кузова, сделанного по индивидуальному заказу.
С ужесточением норм по безопасности и обязательным сертифицированием продукции даже в сегменте суперпремиум отказались от создания автомобилей отличающихся от своих собратьев.
Да, сегодня вы можете заказать любой цвет, использовать в отделке салона, не только кожу и дерево, но даже камень или другие материалы. Но, сделать кузов выбранного авто непохожим на другие почти невозможно.
Почему я вдруг вспомнил об этом? Ведь сегодня утром мне в почту пришел пресс-релиз от британского производителя Rolls-Royce, в котором совсем непрозрачно намекалось, что вскоре традиция создавать не только салон машины, но и кузов можно будет как на заре автомобилестроения. То есть по индивидуальному заказу.
Но прежде чем углубиться в историю хотелось бы понять как в той же модели Phantom могут быть реализованы принципы индивидуально построенного кузова. Начну с того, что это первый автомобиль марки, построенный на собственной полностью алюминиевой пространственной архитектуре, изначально спроектированной для масштабирования под любые модели Rolls-Royce.
Такой гибкий подход открывает огромные возможности для коучбилдинга. Отходя от привычной современной конструкции кузова и в некоторой степени возвращаясь назад к истокам – постройке автомобиля вокруг шасси, Rolls-Royce вновь обретает свободу в создании практически любой формы кузова, которую могут пожелать заказчики, ограничиваясь лишь фундаментальными конструктивными и инженерными требованиями.
А значит появляется возможность построить на заказ с нуля автомобиль, который не будет похож на другие.
Если компания решилась на этот шаг, то она в чистую обыграла своих английских конкурентов из Bentley.
Справедливости ради стоит вспомнить о Sweptail (2017) года выпуска. Ее делали долгих четыре года. Ведь заказ поступил в компанию Rolls-Royce в 2013. Покупатель, пожелавший остаться неизвестным, захотел иметь не обычное купе, а модель с огромной панорамной крышей, да еще и кормой в стиле 30 годов типа торпедо. Так уж случилось, что автомобиль стал на сегодняшний день единственным экземпляром построенным полностью на заказ.
Если же бросить взгляд в более далёкое прошлое, то на ум сразу приходит модель 40/50HP Phantom I Brougham De Ville (1926) он более известен как The Phantom Of Love, («Призрак любви»). Построило его кузовное ателье Charles Clark & Son Ltd of Wolverhampton. Причем заказал его американский бизнесмен Кларенс Уоррен Гаск живущий в Лондоне. Он имел французские корни и захотел сделать подарок для супруги. И если сам кузов нечем не примечателен, то вот салон выполненный в стиле рококо, воссоздавал интерьер королевского двора в Версале. Салон машины это царство полированного шпона сатинового дерева, сидения обтянуты гобеленами мануфактуры «Обюссон». А потолок вдохновлен креслом Марии Антуанетты. Есть даже настоящие часы от компании Ormolu, они расположены на перегородке между передней и задней частями кабины. Даже место водителя, которому обычно уделялось мало времени, мог похвастать такими особенными элементами, как выступающие циферблаты приборной панели, которые часто становились сами по себе миниатюрными произведениями искусства.
А вот к созданию модели 17EX (1928) приложил руку один из создателей марки Генри Ройс. Люди стремясь перещеголять друг-друга в роскоши, часто заказывали в ателье излишне тяжелые кузова. От этого страдала динамика и естественно реноме производителя. Тогда Ройс взял за основую платформу модели Phantom и построил машину с открытым, лёгким и очень обтекаемым кузовом. Получивший название 10EX, он стал основоположником целой серии автомобилей, которые открывали принципиально новые возможности в части преодоления сопротивления воздуха, ознаменовав собой гигантский скачок вперёд в области автомобильного дизайна.
Постройка пятого в серии 17EX завершилась в январе 1928 года. Модель была способна развивать скорость свыше 90 миль в час. Ройс настаивал, что даже экспериментальные автомобили должны выглядеть так же элегантно, как и все остальные Rolls-Royce, поэтому 17EX был окрашен в синий цвет в соответствии со строгими стандартами марки.
Еще одним бриллиатом в ожерелье моделей можно назвать Phantom II Continental Drophead Coupé (1934). Машина была спроектирована англичанином МакНилом и построена тоже в Лондоне, компанией Gurney Nutting & Co. Даже сегодня автомобиль считается одним из самых экзотичных и прекрасно сбалансированных примеров кузовной работы в стиле «Boat Tail». Стремительные изгибы задней части кузова, образованные колёсной аркой, заостряются кверху, переходя на полированные элементы.
Выдержавший испытание временем дизайн до сих пор остается эталоном спортивной элегантности. Кстати протеже и преемник МакНила Джон Блатчли спроектировал две самые успешные модели Rolls-Royce 1950-х, 60-х и 70-х годов: Silver Cloud и Silver Shadow.
А вот модель Phantom VI Limousine (1972) стала последним Rolls-Royce, построенным на отдельном шасси. Этот автомобиль был разработан и построен компанией H.J. Mulliner, Park Ward Ltd, на тот момент полностью принадлежащей Rolls-Royce. Как и в случае с современными автомобилями серии Bespoke Collection, в его основе лежала серийная модель, дооснащённая по желанию заказчика множеством дополнительных элементов и функций.
Помимо вазы для цветов, современной музыкальной и телевизионный системы, а также холодильника для вина и продуктов, Phantom был оборудован столиками для пикника из орехового дерева. Будучи извлечёнными из багажника, они крепились к боковой части капота поверх передних крыльев для трапез на свежем воздухе, при этом водитель и пассажир могли с комфортом расположиться на мягких табуретах круглой формы, которые фиксировались на клыки переднего бампера.
Вот мы и добрались к ответу на второй вопрос. Можно ли будет заказать кузов спроектированный индивидуально? Судя по всему можно. Ведь недаром компания готовит общественность к этому.
Конечно же это не все модели произведенные фирмой. Вот рассказ о машине поменявшей кузов дважды